03.05.2023 09:36
В мире

Обменный курс сома сократил выплаты по внешнему долгу Кыргызстана

Снижение стоимости резервной валюты облегчило бюджету выплаты по внешнему долгу
Текст:  Данияр Каримов (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №95 (9040)
Неожиданную выгоду принесла Кыргызстану политика плавающего обменного курса национальной валюты. Благодаря ей и нескольким другим факторам республика в прошлом году сумела сэкономить около 500 миллионов сомов на выплатах по внешнему долгу.
Читать на сайте RG.RU

Как сообщают в министерстве финансов Кыргызстана, в 2022-м республика должна была выплатить по обязательствам перед внешними кредиторами свыше 22,6 миллиарда сомов. Однако фактически на обслуживание долга было направлено чуть более 22,1 миллиарда. Сэкономить удалось благодаря нескольким причинам. Среди них успешные переговоры по поводу отсрочки части выплат, а также колебания обменного курса, оказавшиеся для кыргызской стороны выгодными.

В Кыргызстане началось строительство двух крупных предприятий

Минфин КР закладывает расходы на обслуживание долга из собственного прогноза по среднегодовому обменному курсу доллара. В резервной валюте, чаще всего, и приходится "гасить" внешние обязательства. В 2022 году, к примеру, Кыргызстан произвел в долларах 85,5 процента всех платежей по долгу перед иностранными кредиторами. В том числе - займы, которые предоставлялись республике в кувейтских динарах, дирхамах ОАЭ, саудовских риялах, а также номинированные в таких условных платежных единицах, как, к примеру, исламский динар. Оставшаяся же часть операций, по данным минфина, была распределена между евро, японской иеной, корейской воной, китайским юанем и по кредитам Международного валютного фонда в СДР (Специальные права заимствования - искусственное безналичное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ).

В 2022 году, по ожиданиям специалистов министерства, среднегодовой обменный курс доллара должен был сложиться на уровне 85,5 сома к одному "американцу". Фактически же он оказался ниже - на 1,62 процента (84,1 сома).

Нежданный, но приятный результат стал для местных чиновников своеобразной компенсацией за пережитый стресс. Поведение доллара на местном рынке заставило профильные ведомства в течение года изрядно понервничать. Обменный курс резервной валюты несколько раз поднимался, причем дважды стремительно. Так, с 28 февраля по пятое марта доллар подорожал с 89,1 до 97,6 сома. А с 10 по 12 марта обновил рекорд, достигнув невиданной ранее планки в 105 сомов! К счастью, на пиковых значениях "американец" удержался недолго. К концу марта он опустился до 94 сомов, а затем начал постепенное снижение, которое время от времени прерывалось непродолжительными и уже не столь впечатляющими скачками.

СНГ и ЕАЭС помогут Кыргызстану запустить простаивающие предприятия

Около 17,2 миллиарда сомов из выделенных из бюджета средств было направлено на погашение основной суммы долга. Еще 4,9 миллиарда пришлось на проценты по обязательствам и покрытие дополнительных расходов.

Основная часть средств, направленных на обслуживание внешнего долга, - 13,8 миллиарда сомов - выделялась на выплаты четырем крупным кредиторам Кыргызстана. Около 6,6 миллиарда из них получила китайская сторона, у которой республика ранее занимала средства на реализацию крупных инфраструктурных проектов, 2,7 - Азиатский банк развития, 2,6 - группа Всемирного банка, 1,8 миллиарда - Международный валютный фонд.

Внешний государственный долг Кыргызстана оценивается примерно в 4,3 миллиарда долларов (свыше 360 миллиардов сомов) и составляет около 60 процентов к объему ВВП республики. Власти КР предлагают снизить бремя обязательств перед кредиторами в обмен на реализацию "зеленых" проектов в экономике.

Прямая речь

Акылбек Жапаров, глава правительства КР

Локомотивом и лидером в продвижении нашей инициативы по обмену внешнего долга на "зеленые" проекты мог бы стать Всемирный банк. Он, на наш взгляд, способен сделать ее международной, распространив на другие страны-должники, испытывающие на себе негативное влияние глобального изменения климата. Подобный механизм позволил бы развивающимся государствам с одной стороны профинансировать экологические проекты, а с другой - обеспечить стабильную долговую ситуацию. У Всемирного банка и Международного валютного фонда уже имеется схожий опыт решения этого вопроса.

Кыргызстан