Но с Агнией Барто не все так просто.
Главным делом своей жизни она считала не стихи для малышей, а поиск людей, потерявшихся в годы войны.
Поиску Барто отдала 9 лет жизни - с 1965-го по 1974-й. В эту пору она не написала ни одного стихотворения, но воссоединила 927 семей, разлученных войной.
При эвакуации и бомбежках терялись совсем маленькие дети. Они не могли назвать своих имен. В детдомах и приемных семьях крохам давали новые имена и фамилии.
В таких случаях милицейский розыск был бессилен.
Поэтесса подобрала золотой ключик к поиску: крупинки детских воспоминаний о папе или маме, о доме.
Дети войны писали Агнии Барто, она зачитывала их письма по радио, а матери, потерявшие своих малышей, вслушивались в письма и цеплялись за хрупкие приметы и призрачные детали.
В поиске Агнии Барто помогали сотни людей - школьники, студенты, журналисты, сотрудники Красного Креста и просто добровольцы.
Но почему именно Агния Барто в 1965 году, через двадцать лет после Победы, взялась за дело, уже казавшееся к той поре безнадежным?
Об этом я спросил человека, который знал Агнию Львовну. Надежда Анатольевна Капитонова - самый, пожалуй, известный в России детский библиотекарь. Вот что она рассказала: "Ответ надо искать в ее судьбе. Первый брак у Барто был неудачным. Муж не переносил ее славы. Семья распалась. Сын Гарик остался с матерью. Позже Агния Львовна вышла замуж по большой любви за Андрея Владимировича Щегляева, ученого-энергетика. Родилась дочь Татьяна. Жила семья в знаменитом писательском доме в Лаврушинском переулке. Но вот началась война...
Всего за пять дней до Победы погиб восемнадцатилетний сын Агнии Львовны. И не на фронте, а в Москве. Агния Львовна накануне его за что-то поругала. Гарик обиделся, вышел на улицу, взял у друга велосипед. Только выехал на дорогу, как его сбил грузовик. Гарик погиб на месте...
Агния Львовна полтора месяца молча пролежала на диване, отвернувшись к стене. До конца дней ее мучила мысль, что она виновата в гибели сына. Агния Львовна после этой потери никогда не праздновала День Победы.
Спасала работа. Барто часто бывала в детских домах, читала там стихи ребятам. В 1947 году Агния Львовна написала поэму "Звенигород" о детском доме, где жили дети, потерявшие родителей во время войны.
Эту поэму прочитала женщина, у которой в 1941 году потерялась дочь. Она написала письмо Агнии Львовне, попросила помочь разыскать дочку. Агнии Львовне удалось найти девочку. Об этом напечатали в "Огоньке". Посыпались письма от родителей и детей, потерявших друг друга.
Барто искала детей по крупицам их детской памяти, находила родных по "голубым туфелькам", по "шраму на лбу", по "родинке на плече"...
Это была тяжелейшая работа. Тогда не было компьютера. Не было у Барто и секретаря. Помогали муж и дочка.
О своих поисках Агния Львовна написала документальную повесть "Найти человека", она вышла тремя изданиями. Были люди, которые нашли друг друга, прочитав повесть Барто...".
Последнее издание повести "Найти человека" было в 1975 году. Сейчас его не осталось даже в библиотеках. Корешок был клееный, и книга со временем рассыпалась по листочку. Как наша память.
Передача "Найти человека" Агнии Барто выходила на радиостанции "Маяк" с 1965 по 1974 год. За это время она получила 100 тысяч писем. Помогали Барто в поиске десятки волонтеров.
Когда стало ясно, что с потоком писем одной передаче не справиться, Агния Барто предложила "Маяку" выпускать "Бюллетень розыска родных" - в нем зачитывались лишь самые краткие сведения о том, кто и кого ищет. Первое время "Бюллетень..." вел Юрий Левитан. Заслышав его горько памятный с войны голос, люди так волновались и переживали, что вскоре Левитана сменила женщина-диктор. "Бюллетень..." выходил в эфир до середины 1980-х годов.
В 1973 году режиссер Михаил Богин по сценарию Агнии Барто снял фильм "Ищу человека". В нем снимались Олег Жаков, Наталья Гундарева, Елизавета Уварова, Людмила Крячун, а для Лии Ахеджаковой фильм стал дебютом в кино. Музыку к фильму написал Евгений Крылатов.
Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru