06.05.2023 06:00
Общество

Тренажеры, площадка для полетов, инженерный класс: Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев - о том, как учат операторов беспилотников

Текст:  Наталия Ячменникова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №96 (9041)
Скажем сразу: дроны - это больше в обиходе. А официально все эти квадро-, мульти- и прочие коптеры, "летающие рыбы" и винтокрылы, аппараты самолетного и вертолетного типа - беспилотные авиационные системы и воздушные суда. Сокращенно - БАС и БВС.
Беспилотники не только осваивают мирное небо, но и помогают нашим бойцам в ходе проведения СВО. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Уже очевидно: за беспилотниками будущее. А значит, ими надо управлять, их надо обслуживать и ремонтировать. Как и чему нужно учить уникальных специалистов, которых пока мало где готовят? Об этом говорим с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) профессором Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, ваш вуз первый и пока единственный в России начал системную подготовку специалистов для беспилотников: открыл профиль "Эксплуатация беспилотных авиационных систем". А чем он отличается от специальности?

Борис Елисеев: Да, мы первые. Чем отличаются? Специальность характеризует общий характер будущей деятельности: в данном случае - аэронавигация. А профиль - это конкретные навыки и компетенции. То, чем выпускник будет заниматься, получив диплом. Мы готовим бакалавров, техников, операторов и инструкторов по эксплуатации БАС и по их техническому обслуживанию.

Думаю, институт внешнего пилота ждет серьезное развитие. В будущем на беспилотных воздушных судах будут перевозить не только грузы, но и пассажиров. Нынешняя ситуация открывает дорогу для перспективной и востребованной беспилотной авиации в мирных целях.

В Екатеринбурге обсудили будущее уральских дронов

В прошлом году у вас был первый набор - свыше 30 студентов. Когда выпуск?

Борис Елисеев: В 2026-м. А в этом году планируем принять на бюджет уже 50 первокурсников по профилю. Кроме того, разработаны, утверждены и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки по управлению БВС. У вуза есть договор о сотрудничестве с одним из ведущих производителей беспилотных систем. Совместно с Росавиацией разработана оригинальная программа. Она может быть использована авиационными учебными центрами гражданской авиации.

А как вообще вуз пришел к беспилотникам?

Борис Елисеев: Конструирование сверхлегких летательных аппаратов и их апробация всегда были визитной карточкой МГТУ ГА. Многим хорошо знакомы мотодельталеты нашего студенческого КБ. На одном из них - "Поиск-06" - в 2012 году летал даже глава государства. А пять лет назад у нас была создана экспериментальная лаборатория по изучению беспилотных летательных аппаратов. Идея захватила многих. От студентов до маститых профессоров. Полное понимание.

Тогда же меня как ректора пригласили принять участие в 37-й сессии юридического комитета ИКАО. Обсуждались практика и правовые новеллы, касающиеся дистанционно пилотируемых воздушных судов. Используя все собранные материалы, мы начали создавать учебно-методическую базу, материально-техническую. Разрабатывать программы.

Вкладывали в дело скудные внебюджетные средства. К сожалению, несколько затормозила пандемия. Но технопарк беспилотных авиационных систем в 2021 году мы ввели в строй.

У ректора вуза должно быть чутье на новации?

Борис Елисеев: Риторический вопрос. Если говорить о беспилотниках, то еще в марте 2010 года мне довелось побывать на интереснейшем форуме, организованном в штаб-квартире ИКАО. Он назывался "Новое поколение профессионалов в гражданской авиации". Речь шла о том, что технический прогресс заставляет вносить резкие изменения в характер авиационных профессий, вводить новые специальности. Говорили и о беспилотной авиации. Вернувшись, обсудил тему с коллегами. Увидел, что есть интерес. Тогда уже и начали подготовку.

На чем учатся сегодня студенты?

Борис Елисеев: У нас всепогодная (закрытая) площадка для полетов малых беспилотников. Здесь отрабатываются навыки ручного пилотирования, а также пилотирования с использованием системы FPV. Навыки построения и реализации автоматических программ полета. На открытой площадке отрабатывается управление аппаратами до 30 кг. Это уже на базе Егорьевского колледжа. Естественно, в вузе есть класс тренажерной подготовки - для первоначальных навыков пилотирования. Есть инженерный класс - для получения навыков проектирования, технического обслуживания и ремонта БАС.

Борис Елисеев: В будущем на беспилотных воздушных судах будут перевозить не только грузы, но и пассажиров. / Наталия Ячменникова

А свой парк беспилотников есть?

Борис Елисеев: Конечно. Это специализированные учебные беспилотные воздушные суда мультироторного типа "Пионер", а также промышленные самолетного типа "Геоскан 201". Парк будем расширять. И по типажу, и по применению. Обучение идет на кафедре аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов. Там проводятся лекции, мастер-классы, практические занятия по моделированию и программированию беспилотников. Это инженерная образовательная площадка, где наши ребята участвуют в реальных научных исследованиях. Здесь идет реализация в "железе" дипломных проектов, связанных с беспилотными авиационными системами.

Это все подготовка специалистов с высшим образованием. А программы среднего профессионального? Ведь у вас несколько филиалов.

Борис Елисеев: Да. В прошлом году наш Иркутский филиал осуществил первый набор курсантов на новую специальность. Срок обучения - 2 года 10 месяцев. Лицензии также получили еще три филиала МГТУ ГА - Егорьевский, Кирсановский и Троицкий. Здесь первые наборы планируются в нынешнем году. Во всех закуплены беспилотные летательные аппараты весом до 30 кг. Преподаватели прошли курсы повышения квалификации.

Контрольные цифры приема, судя по всему, будут расти?

Борис Елисеев: Надеюсь. Хотя, скажем, на 2024 год мы заявляли потребность по образовательной программе среднего-профессионального образования "Эксплуатация беспилотных авиационных систем" в количестве 125 мест. А выделили на 25 мест меньше - 100.

Современные беспилотники - это не столько коптеры на радиоуправлении, сколько суперроботы, работающие на сложном программном обеспечении?

Борис Елисеев: Именно. Поэтому, имея богатый опыт в подготовке программистов для авиации, наш вуз справляется и с этой задачей.

Пилот - оператор дрона и пилот самолета несут равную ответственность за безопасный полет?

Когда в России появится полноценная отрасль беспилотных авиасистем

Борис Елисеев: Безусловно. Пилот беспилотника, как и командир самолета или вертолета, должен обладать знаниями в области воздушного права, производства и планирования полетов, производственных нагрузок, аспектов человеческого фактора, метеорологии, навигации, процедур эксплуатации, принципов полета и радиотелефонной связи. Отсюда - серьезнейшая учебная программа.

А как вы относитесь к тому, что сейчас открываются едва ли не двухдневные курсы подготовки операторов дронов?

Борис Елисеев: Вообще, к любым формам образования и самообразования отношусь весьма позитивно. Но если для управления электросамокатом надо обучиться и получить права, то что говорить о беспилотном воздушном судне даже весом до 30 кг. Например, минимальная программа подготовки оператора, реализуемая Авиационным учебным центром МГТУ ГА, состоит из 96 часов, включая ночные полеты.

Эксплуатантам БВС - физическим и юридическим лицам (персоналу) - в обязательном порядке надо иметь свидетельство, выданное организацией, имеющей сертификат АУЦ. А он, в свою очередь, выдается Росавиацией.

Справка "РГ"

Беспилотное воздушное судно - это летательный аппарат, у которого на борту нет экипажа.

Делятся на четыре класса:

"микро" (до 10 кг веса, 1 час работы и высота полета - до 1 км), "мини" (до 50 кг, несколько часов работы и полет на высоту до 3-5 км), средние (до 1000 кг, 10-12 часов и высота - до 9-10 км) и тяжелые (весом более тонны, время работы - более 24 часов и предел высоты - до 20 км).

Образование