Все согласовано
Более чем полугодовое напряженное ожидание финансовой помощи пострадавшим от обстрелов белгородским предпринимателям должно завершиться совсем скоро: первые выплаты денежных средств ожидаются уже после майских праздников. Пока же владельцы разгромленных украинскими снарядами заводов, торговых площадок и сервисных фирм собирают необходимые документы и представляют их в профильное региональное министерство. Там создан реестр пострадавшего бизнеса. В регионе насчитали 100 предпринимателей, которых так или иначе задела агрессия ВСУ. Большая их часть располагается в приграничных Шебекинском городском округе и в Белгородском районе. Впрочем, неожиданностью это не стало: эти два муниципалитета регулярно подвергаются обстрелам со стороны сопредельного государства.
Шебекинские предприниматели не раз встречались с главой региона Вячеславом Гладковым. Первый обстрел города, случившийся в октябре прошлого года, здесь вспоминают до сих пор: сложно забыть горящие торговые ряды и пожары на предприятиях химического кластера - визитной карточки города.
Руководитель производства лаков Геннадий Мишнев до сих пор может с точностью до минуты воспроизвести хронологию ударов ВСУ по предприятию. Он рассказывает, что первый снаряд пробил емкость с горючим веществом, она вспыхнула. В этот момент на заводе трудилась смена сотрудников.
- Все очень оперативно и грамотно были эвакуированы, - говорит он. - К счастью, обошлось без жертв.
Но урон завод понес колоссальный. Подобные истории с разницей в деталях могут рассказать и владелец, и арендаторы местного торгового центра, хозяева так называемых "бутиков" - модулей на рынке, парикмахерской, мастеру которой после обстрела потребовалась помощь столичных медиков. Как только все снаряды обезвредили, а огонь потушили, предприниматели начали очищать площадки от обугленных головешек, копоти и гари, а после самостоятельно, как могли, налаживали производственные линии, а также торговлю и сервис.
- После того обстрела всем сотрудникам было сделано предложение: если хотите, то можно уволиться. Я бы никого не стал держать, уговаривать... Но остались все до одного! Все! И за это я хочу их поблагодарить от всего сердца, - продолжает Геннадий Мишнев. - И вот так, всем коллективом, мы начали потихоньку восстанавливать производство. Достали пришедшее в негодность оборудование, заменили на новое, начали его устанавливать. Сейчас четверть нашего производства уже работает.
Жизнь и краски
Помощи от государства ждали не только на этом предприятии. И когда в Шебекино приехали федеральные профильные министры, а в правительстве РФ приняли решение о выделении миллиарда рублей пострадавшему бизнесу, все ждали не только денег, но и принципов их распределения. Начальник департамента инвестиций и инноваций Минэкономразвития региона Максим Гусев отмечает, что претендовать на финансовую помощь, которая будет предоставляться в виде гранта, могут и крупные, и средние, и малые предприятия, и даже самозанятые. Важно при этом не только подтвердить, что хозяйственная деятельность ведется на территории региона, но и представить документы, подтверждающие ущерб, нанесенный обстрелами. Это можно сделать с помощью копии актов обследования недвижимости и постановления Следственного комитета о возбуждении уголовного дела.
Примечательно, что шансы получить полную компенсацию снижаются в зависимости от суммы ущерба. Так, стопроцентную выплату смогут получить лишь те предприниматели, чей ущерб не превысил миллиона рублей. Если же потери оценены в размере от одного до пяти миллионов рублей, то компенсация составит 70 процентов, но не меньше одного миллиона. Ущерб в пять - десять миллионов рублей предполагает выплату 60 процентов от суммы, но не менее 3,5 миллиона рублей, от 10 до 100 миллионов - 50-процентную компенсацию, но не менее шести миллионов рублей.
Наибольшие убытки, которые понесли крупные предприятия, компенсируются на 40 процентов. И в этом случае есть сразу два ограничения: сумма компенсации не должна быть меньше 50 и больше 100 миллионов рублей. Именно к этой категории относится шебекинское предприятие, выпускающее сырье для лакокрасочного производства. Его глава Наталья Мельник отмечает, что сумма ущерба после обстрела ВСУ составила 235 миллионов рублей, а компенсации - чуть больше 90,1 миллиона.
- Это как раз 40 процентов, - отмечает она. - Мы очень благодарны за эту помощь и правительству России, и нашему губернатору, который добился этого. У нас коллектив - 65 человек, все это время мы платили и зарплату, и необходимые отчисления, налоги.
Цели и средства
О том, что на помощь надеялись, Наталья Мельник говорила не раз. На предприятии даже сняли короткий фильм о жизни после обстрела. И это видео вызвало небывалый резонанс: о необходимости как можно быстрее помочь важным работодателям региона заговорили активнее.
На самом же предприятии теперь думают о будущем более оптимистично. Наталья Мельник напоминает, что компоненты для красок и лаков, которые производятся в Шебекино, незаменимы для отрасли, ведь импортные аналоги теперь или слишком дороги, или логистически недоступны.
Четкий регламент получения грантовой помощи дополняется такими же правилами распоряжения ими. Так, деньги можно направить на строительство зданий и сооружений, капитальный и текущий ремонты, техприсоединение к инженерным сетям, закупку оборудования, а также материалов для производства. Как будут это контролировать, чиновники пока не сказали. Впрочем, предпринимателей больше волнует вопрос о том, почему убытки компенсируют не полностью.
Замначальника департамента инвестиций и инноваций Владимир Зябрев отметил, что такой принцип распределения средств связан с необходимостью выделить деньги как можно большему числу пострадавших предпринимателей. На федеральном уровне такая градация была согласована.