Переработка льна была организована на Алтае еще в начале прошлого века - в 1910 году Бийская льнопрядильно-ткацкая фабрика (нынешняя "Бийская льняная компания") начала выпускать брезент, льняные мешки, холст, пряжу, нитки. До начала 1990-х фабрика, сменившая за свою более чем вековую историю несколько названий и форм собственности, работала исключительно на привозном сырье. Но в 1992 году поставки льна-долгунца из Прибалтики, Беларуси, Украины и Средней Азии прекратились, и возник выбор - закрывать производство либо где-то искать сырье. Тогда Лев Каленов и попробовал впервые посеять лен в зоне рискованного земледелия.
- Мы решили, что надо спасать комбинат, ведь у нас тогда трудились 1700 человек, - вспоминает Лев Владимирович, с 1975 года являющийся бессменным руководителем предприятия. - К тому же пожарные рукава и мешки для зерна были очень нужны нашему хлебному Алтайскому краю и другим регионам страны. В 1994-м мы засеяли пробные пятьдесят гектаров, и оказалось, что лен растет и в сибирских широтах. В 1995 году увеличили площади сразу до пятисот гектаров и потом постепенно стали расширять посевы. Конечно, первые три-четыре года были очень сложными. Все приходилось делать вручную, благо рабочие руки на предприятии были. Со временем приобрели специальные машины, освоили технологии возделывания льна. Этому, кстати, способствовали налоговые льготы, действовавшие в те годы. До пятидесяти процентов прибыли можно было инвестировать в развитие производства и с нее не взимали налог. На мой взгляд, очень продуктивная поддержка. Жаль, что от нее быстро отказались.
Сегодня "Бийская льняная компания" возделывает самое большое льняное поле в России - 3250 гектаров. Это предприятие полного цикла по производству льна - от поля до готовых изделий. В 2022 году выпуск длинного льноволокна в натуральном выражении достиг 1,1 тысячи тонн, короткого - почти 1,5 тысячи тонн. А объемы продаж готовой продукции за последние два года выросли в полтора раза. Здесь постоянно совершенствуют и модернизируют производство, апробируют и даже сами разрабатывают новые технологии выращивания и переработки льна. Так, в прошлом году пустили две новые линии для трепания льняной тресты и закупили современные льноуборочные машины, что позволило в четыре раза увеличить производительность труда. Предприятие получает государственную поддержку - компенсацию части затрат на закупку оборудования.
- Несмотря на санкции, мы договорились с бельгийскими партнерами о приобретении двух линий, правда, уже поработавших на французском предприятии, но в отличном состоянии, - говорит руководитель льняной компании. - Они оказалась очень производительными. Если в 2021 году мощность предприятия была семь тысяч тонн льнотресты в год, то сейчас - двадцать тысяч. Раньше нам не хватало мощностей для переработки всего выращенного льна, а теперь нужно расширять посевы и повышать урожайность, чтобы загрузить новые линии.
Лев Каленов уверен, что у льнопроизводства на Алтае и в России очень хорошие перспективы, ведь натуральные ткани ценят во всем мире и их стоимость растет. Бийчане поставляют свою продукцию не только в российские регионы, но и за рубеж - в Беларусь, Китай. Однако для серьезного наращивания производства необходимо масштабное техническое перевооружение современными высокопроизводительными линиями и машинами. А их пока выпускают только в европейских странах, откуда сегодня очень сложно получать оборудование. Но бийскому предприятию удалось заключить контракт на поставку еще четырех льноуборочных машин в следующем году.
- В этом сезоне мы не будем увеличивать посевные площади, у нас и так самый большой клин, - поделился планами Лев Каленов. - Лен очень придирчив к погоде, он требует много влаги и плохо переносит засуху. А у нас в юго-восточной части Алтайского края засухи бывают часто. Поэтому мы задумались о внедрении системы искусственного орошения. Это сложно и требует немало инвестиций. Но если удастся подключить оросительную систему, то можно удвоить урожайность льна-долугнца. Кроме того, мы сейчас обдумываем возможность организовать производство пеньки - также полный цикл, от посевов конопли и до готовых изделий. Ростовский комбайновый завод недавно начал выпускать машины для уборки конопли, то есть с техникой не должно быть проблем. К тому же эта культура не такая привередливая, как лен, она не боится засухи и прекрасно растет на Алтае. Но без государственной поддержки такие планы сложно осуществить.