Зауралье пережило настоящий огненный смерч. От поселка Смолино, что в пригородах Кургана, остались одни головешки, печки с трубами и груды металлолома. Жители рассказывают: ситуация развивалась стремительно. Сначала увидели клубы дыма со стороны шоссе, думали: не дойдет, остановят. А через несколько минут огонь уже был уже у них.
Дом Андрея Панфилова стоял на въезде в поселок. Он только недавно его купил, даже не успел оформить. Как был в шортах, футболке и сланцах, так и выскочил на улицу. Его друг с тремя детьми спасался от огня в Тоболе.
- Залезли по шейку в воду, так и стояли, пока опасность не миновала, - рассказал мужчина.
Родительский дом Андрея находился через дорогу от местного старинного храма. Тоже сгорел дотла. А вот храм, что напротив дома, стоит целехонький.
- При таком пожаре здание храма от дыма должно быть черным, а на нем ни сажи, ни копоти, - обращает внимание местная жительница Екатерина Увицкая. - Вокруг церкви все выгорело, а она стоит. Разве это не чудо?!
Жители надеются возродить свой поселок и построить здесь новые дома. Правда, сделать это будет непросто. У многих жилье не застраховано, а на те средства, которые им обещают, сильно не разбежишься, сетуют погорельцы. Масштабы беды еще предстоит оценить. Люди все чаще задаются вопросом: а можно было предотвратить трагедию? Ведь накануне пожароопасного сезона власти рапортовали: все под контролем.
Всего в Курганской области огнем уничтожено и повреждено более 300 жилых домов и 3 900 строений. По сообщению ТАСС, погиб 21 человек. Их семьям выплатят по 1 млн рублей. Установлены 46 виновников пожаров, среди которых есть дети. В отношении поджигателей возбуждены семь уголовных дел. Сейчас угрозы населенным пунктам от ландшафтных и лесных пожаров уже нет, но продолжает действовать режим ЧС.
Погорельцы уже получили первые единовременные выплаты - по 10 тысяч рублей. После уточнения сведений получат еще по 50 тысяч за утраченное имущество, все остальное, по словам губернатора Вадима Шумкова, - в проработке, потому что объем ущерба, к сожалению, очень большой.
Выжженная земля и клубы дыма, - так выглядит один из районов Свердловской области на снимке, опубликованном "Роскосмосом". На вчерашний день в регионе огонь бушевал на территории в 77 тысяч гектаров, сгорело более 300 жилых домов и почти 4 тысячи построек, в числе которых могут быть и садовые домики, где чаще всего с началом весеннего сезона обитают пожилые люди.
На фото попали последствия ландшафтных пожаров в Курганской области- Неужели мы оставим стариков один на один с огнем? Все, кто готов встать на пути пожара, созваниваемся и выезжаем! - бросил клич в соцсетях житель Нижнего Тагила Константин, когда горящие леса начали окружать пригородный поселок Анатольский. Старики к тому времени уже собрали документы и ценные вещи, сидели, как говорится, на чемоданах. Но эвакуироваться не пришлось: отстояли поселок совместно пожарная служба и добровольцы.
Нынешняя ЧС вызвала уникальный, до сих пор невиданный подъем добровольческого движения. Только по данным губернатора Евгения Куйвашева, в тушении лесных пожаров участвует шесть тысяч волонтеров. Это лишь те, что прошли официальную регистрацию в МЧС. На самом деле на борьбу с огнем вышло в разы больше уральцев.
- Разве можно сидеть сложа руки в такой ситуации? Собрались всей семьей, загрузили грабли, лопаты, лейки - и сюда. В самое пекло, конечно, не лезем, да и не даст никто. Но тлеющий огонь заливаем на корню, - рассказала нам жительница Екатеринбурга Наталья Сазонова.
В Западную Сибирь огонь пришел 3 мая, а через четыре дня в Омской и Тюменской областях объявили режим ЧС. В Омской области из-за порыва ветра огонь через минерализованную полосу перекинулся на деревню Шкуново - сгорело три дома. Ранее огненная стихия оставила без крыши над головой жителей Тюкалинского, Крутинского и Большереченского районов. В Прииртышье продолжаются ландшафтные пожары, Омск заволокло дымом. В регионе мобилизована вся группировка противопожарной службы, помогают авиапожарные из Красноярска.
Критическая ситуация сложилась на границе Тюменской и Свердловской областей: окружающие леса запылали во всех направлениях, гарь ощущалась практически в каждом жилом доме. Особенно в первые майские дни досталось Салаирке и Успенке - в эти села огонь, подгоняемый шквалистым ветром, возвращался неоднократно, даже через сутки после тушения. Стремясь закончить незавершенное, выжечь все живое, не пожалеть ни деревянную избушку-развалюшку, ни добротный коттедж, ни коровью ферму. В деревне Красный Яр Нижнетавдинского района есть один погибший - это доброволец.
В СНТ "Энергостроитель" под Тобольском сейчас работают дознаватели, но местные уже прикинули понесенный ущерб: из 250 домиков уничтожена треть. Дожидаясь пожарных, тоболяки спасали имущество как могли. Тушили и свое, и чужое, из бочек, банок, фляг. Больше суток спасатели отвоевывали СНТ у стихии, с воздуха им помогал ИЛ-76. Дачница Ирина сетует: если б в свое время не были прихвачены под огороды и застроены непонятно чем пожарные проезды, ущерб наверняка был бы меньше... Сами виноваты? Не исключено.
Глава минприроды Александр Козлов заявил, что основной причиной лесных пожаров в Свердловской области стали сельхозпалы и выжигания сухой травы на территориях, которые граничат с лесом.
Как отметил глава Рослесхоза Иван Советников, в ближайшие дни все крупные возгорания в регионе будут локализованы и ликвидированы. Глава ведомства также добавил, что причиной почти все лесных пожаров в регионах стали непотушенные ландшафтные возгорания и неосторожное обращение с огнем местными жителями.
Подготовила Светлана Задера