10.05.2023 07:17
Культура

Что интересного можно увидеть в "Зарядье" на выставке, посвященной искусству пропаганды

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №100 (9045)
Пропаганда (лат. propaganda) дословно - информация, "подлежащая распространению". До XIX века это слово имело лишь религиозное значение, но затем стало употребляться и в политическом контексте.
/ Пресс-служба РОСИЗО
Читать на сайте RG.RU

"С какой поры мы начали стыдиться слова "пропаганда" и рассматривать его в негативном ключе? Боюсь, с той самой, когда наших детей начали учить, что, мол, все достижения отцов и дедов плохи. И чтобы уничтожить сомнения у молодежи, а затем вооружить и подготовить ее к разрушению своего наследия, в "Википедию" поместили новое негативное определение пропаганды. Сейчас этот термин воспринимается как "информация, которая нам не нравится". А что должно нравиться - расскажут пропагандисты врага. Так вот, мы хотим положить этому конец", - отметил куратор выставки Игорь Мальцев.

Сам жанр пропаганды в нашей стране создавался художниками, стоявшими у истоков "Русского авангарда". Агитплакат - не только идеологическое оружие, он до сих пор влияет на эстетику и дизайн СМИ, поп-арт и даже современную рекламу. Плакат немногословен, зато разит, кричит и быстро достигает цели - даже на бегу невозможно не понять его посыл.

Весь мир знает плакаты "Родина-мать зовет!", "Ты записался добровольцем?" или "Не болтай!". А Окна РОСТА, в создании которых принимал участие Владимир Маяковский, определили невероятный успех комиксов в наши дни. "РГ" предлагает рассмотреть поближе пять экспонатов проекта из нескольких сотен, представленных на выставке, удивиться находкам и необычным параллелям, которые выстраивают их авторы.

1. "Славна богатырями земля наша", Виктор Говорков, 1941

/ Пресс-служба РОСИЗО

Плакат 1941 года напоминает, что русские воины по силе и мужеству не уступают былинным богатырям. Недаром на полотне у танкиста тень богатыря Ильи Муромца. Говорков создавал эскизы прямо на передовой - в составе бригады художников.

2. "Помоги", Дмитрий Моор, 1921

Художник Дмитрий Орлов работал под псевдонимом Моор - так звали главного героя драмы Фридриха Шиллера "Разбойники". У Орлова не было полноценного художественного образования, что не мешало ему печатать рисунки в сатирических журналах.

На знаменитом плакате 1921 года "Помоги" автор призывает помочь голодающим Поволжья. Худой изможденный голодом старик на фоне высохшего пшеничного колоса - что еще могло быть красноречивее. Художник собственными глазами видел пострадавших от беды. Тогда засуха охватила почти все житницы страны.

3. "План ликвидации безработицы", Фред Эллис, 1930

Этот плакат о ликвидации безработицы в США "драконовскими" методами в годы Великой депрессии для газеты "Труд" создан американским художником-карикатуристом Фредом Эллисом. Не все могли поверить, что он оставил Нью-Йорк ради работы в советских газетах. И подпись "Фред Эллис" долгое время считалась чьим-то псевдонимом.

/ Пресс-служба РОСИЗО

Но Эллис - реальный человек. Чтобы оплатить обучение в Чикагской академии изящных искусств, он подрабатывал в граверной мастерской, на фабрике мороженого и мясокомбинате. А в конце 20-х стал карикатуристом газеты компартии США The Daily Worker. В 1930-е перебрался в Берлин и Москву работать в газетах "Правда", "Известия" и англоязычной Moscow Daily News.

/ Пресс-служба РОСИЗО

4. "Благонадежная статуя свободы", Кукрыниксы, 1953

Знаменитые Кукрыниксы на плакате 1953 года запечатлели эпизод из истории устройства послевоенного мира. 1 февраля 1946 года норвежец Трюгве Ли был избран первым Генеральным секретарем ООН. Ему принадлежит изречение: "Мы переживаем период, который я назвал бы периодом холодного мира". Несмотря на кажущуюся мудрость и дальновидность, в вопросах работы ООН он во всем советовался со Штатами. Аппарат генерального секретаря заполняли преимущественно американцы. Признаваясь в добрых чувствах к Советскому Союзу, он не раз снимал с США и Англии ответственность за срыв выполнения важнейших решений ООН. Вот такая благонадежность...

5. "Атлетом можешь ты не быть", Александр Дейнека, 1933

Советский классик соцреализма создал броскую рекламу ГТО. Плакат украшает четверостишие: "Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником - обязан". Тоже авторства Дейнеки. Художник создал известную на весь мир галерею атлетов. И что такое ГТО, знал не понаслышке - сам с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а во ВХУТЕМАСе увлекался волейболом и боксом.

/ Пресс-служба РОСИЗО
Актуальное искусство