11.05.2023 03:00
СФО

К чему приведет жесткое сдерживание роста цен на стройматериалы

К чему приведет жесткое сдерживание роста цен на стройматериалы
Текст:  Иван Твердовский
Российская газета - Экономика Сибири: №101 (9046)
Период адаптации российской экономики к новым реалиям в связи с санкционным режимом продолжается. Как под общие изменения подстраивается строительный рынок? Почему в цене на продукцию необходимо максимально учитывать интересы и потребителя, и производителя? Об этом - разговор с доктором юридических наук, ректором Московского университета имени А. С. Грибоедова, заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации Владиславом Грибом.
Читать на сайте RG.RU

Владислав Валерьевич, регулярно появляются сообщения о том, что Минстрой РФ, ФАС России в очередной раз зафиксировали удорожание того или иного вида продукции. Как считаете, будет ли эффективным в текущей экономической ситуации прямой запрет предпринимателям увеличивать цены?

Владислав Гриб: На мой взгляд, предложения, которые предусматривают сдерживание роста цен, жесткое регулирование рынков и отдельных отраслей экономики, слишком импульсивны, не продуманны, слабо привязаны к существующей реальности. Наша страна за последние тридцать лет сумела выстроить и наладить современные производственные отношения в ключевых отраслях промышленности, и идея отказа от опыта развития в конкурентной среде, идея разрушения сложившейся рыночной системы мне представляется абсолютно непродуктивной.

Давайте не будем во всем равняться на Советский Союз. Давайте развивать наши возможности из точки "здесь и сейчас" для обеспечения дальнейшего роста российской экономики.

Действительно, в современных условиях ценам на различные социально значимые товары, недвижимость и отдельные виды стройматериалов уделяется особое внимание, за ними осуществляется усиленный гос-контроль. В самом деле, распространено мнение о том, что повышение цен можно директивно остановить, подавить, и якобы это будет эффективно. Мне данная позиция совершенно не близка. В нашей стране и так количество ликвидируемых бизнесов превышает количество открываемых. Путем запретов и ограничений можно добиться лишь ослабления добросовестной конкуренции и роста роли теневых рынков, а это совсем не те результаты, к которым мы стремимся.

Владислав Гриб: Лишь равноценный учет интересов продавца и покупателя позволит выйти на уровень справедливой цены. / Предоставлено Владиславом Грибом

Что вы предлагаете?

Владислав Гриб: В первую очередь - обеспечить соблюдение баланса интересов потребителей и бизнеса для решения проблем ценообразования. Поясню на примере производства цемента. Полагаю, выбор отрасли не вызовет вопросов - в последние два года под моим научным руководством проводилось масштабное экспертно-аналитическое исследование "Состояние конкуренции на товарном рынке цемента в условиях применения неопределенным кругом покупателей рыночной (переговорной) силы". Проект реализовал Московский университет имени А. С. Грибоедова при участии ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации" (Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС), а также аналитической компании ООО "СМ ПРО" и ученых - юристов и экономистов. Уверен, результаты наших изысканий будут полезны и интересны широкому кругу читателей.

Так вот, при установлении цены квадратного метра жилья необходимо соблюдать баланс интересов продавца и покупателя, где продавец - это все те, кто участвовал в создании стоимости "квадрата" (девелопер, застройщик, производители цементной продукции и других стройматериалов), а покупатель - конкретный гражданин России, который приобретает недвижимость на первичном рынке. Лишь равноценный учет интересов обеих сторон позволит выйти на уровень справедливой цены.

Что в данном случае означает понятие "справедливая цена"?

Владислав Гриб: Имеется в виду цена, которая не только соответствует ожиданиям потребителя, но и обеспечивает продавцу возможности компенсировать все затраты и получить необходимый уровень прибыли для развития и поддержания производства в работоспособном, экологичном и конкурентоспособном состоянии. Скажем, для предприятий цементной промышленности жизненно важно выполнять положенные по нормативам ремонты оборудования, реализовывать инвестиционные программы. Без таких вложений производителям цемента трудно конкурировать с импортерами и выпускать высококачественный продукт. А в нем потребители заинтересованы не меньше, чем в низкой стоимости.

Игра в одни ворота, то есть удовлетворение исключительно потребностей покупателя, может довести российского производителя до банкротства. И нет никаких гарантий, что пришедшие на его место иностранные производители выведут на рынок продукцию дешевую, поскольку они несут значительные затраты на ее транс-портировку.

К чему приводит нарушение баланса интересов производителей и потребителей, пожалуй, хорошо известно. Наблюдаем примеры на практике.

Владислав Гриб: Да, проблемы сбалансированности ценообразования сейчас широко обсуждаются, в том числе на самом высоком уровне. Есть четкое понимание того, какие последствия возникают в результате систематического ущемления интересов бизнеса. На январском совещании у президента России отмечалось, что низкая инфляция может привести к падению объемов производства, безработице, снижению доходов населения. Компании недополучат прибыль, поскольку тарифы, индексированные под прогноз ЦБ по инфляции, "съедят" часть их рентабельности.

Обсуждение этой темы продолжилось 11 апреля на президентском совещании по экономическим вопросам. Там вновь подчеркнули: важно не допустить избыточного замедления инфляции (к слову, ее чрезмерного ускорения тоже нужно избегать, но об этом, как правило, все знают), поскольку чересчур сдерживаемый рост цен может негативно сказаться на экономической активности в целом. Например, нарушить планы бизнеса по расширению производства и ассортимента продукции, организации новых рабочих мест.

Прозвучал на том совещании еще один значимый тезис: прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы должен быть максимально объективным. Для выполнения данного требования, очевидно, следует достоверно и в полном объеме учитывать в цене на товар рост затрат производителя и необходимый для него объем инвестиций. Запросы потребителей скорректируют стоимость.

Работа, ориентированная на повышение объективности прогнозирования цен, уже ведется. В частности, в ближайшее время на площадке Общественной палаты России состоится обсуждение вопросов прогнозирования цен на цемент с участием Общественного совета ФАС России, Минэкономразвития РФ, Минстроя РФ, Минпромторга РФ с привлечением представителей отраслевого сообщества.

Уже есть конкретные предложения, как организовать систему прогнозирования цен на стройматериалы?

Владислав Гриб: Совершенно верно. Представители холдинговой компании "Сибирский цемент", например, считают, что отраслевые предприятия могут направлять в органы государственной власти информацию о прогнозном росте цен на будущий период в конце каждого года, причем в едином формате, с предоставлением данных по растущим затратам, программам ремонтов и инвестиций. Принцип одного окна необходим для агрегирования и анализа сведений от всех цементников. Со временем база данных будет пополняться. С ее помощью удастся четко отслеживать темпы роста цены и ее составляющих, фиксировать отклонения фактической стоимости от прогнозной. Это необходимо для дальнейшей экстраполяции на предстоящие периоды и получения ценового ориентира на несколько лет вперед. Разумеется, прогноз будет приблизительным, однако в целом предлагаемый подход вполне рабочий. Если система получит одобрение и после внедрения докажет свою эффективность, то позитивный опыт можно будет транслировать на другие отрасли промышленности для достижения поставленной президентом нашей страны цели объективного прогнозирования социально-экономического развития.

СФО