В обществе шла многолетняя дискуссия по поводу бакалавриата и магистратуры. Представители реального сектора экономики, бизнеса говорили о том, что при подготовке инженеров, технических специалистов четырехлетнего образования явно недостаточно: мало практики, мало навыков, мало компетенции. Поэтому именно здесь как никогда важно сделать оперативные шаги, и не случайно именно эти вузы определены в качестве пилотных, где будут отработаны новые подходы.
Я вхожу в рабочую группу, где как раз обсуждаются подходы к реформе высшего образования, и очень часто встречаюсь с ректорами. И вижу, что в указе заложены именно те подходы, о которых говорило ректорское сообщество, о которых говорил бизнес.
Что касается опасений по поводу ухода от Болонской системы, то считаю, - они не имеют оснований. Нет речи о том, что мы в нее полноценно вошли: да, подписали некие документы, но ведь наши дипломы как не признавались, так они и не признаются. Поэтому нельзя сказать, что что-то теряем. Мы не "рушим весь мир до основания", а убираем те моменты, которые мешали готовить специалистов, те кадры, которые сегодня востребованы прежде всего в нашей экономике. Наши вузы должны решать прежде всего государственные задачи.
Мы на свою экономику должны ориентироваться, на запросы нашего рынка труда, при этом взять все лучшее, что было, причем не только в советской, но и в русской школе. Но и, конечно, от наработок тех лет, когда мы пытались интегрироваться в Болонскую систему, не стоит отрекаться.
Недавно участвовала в совещании в Горном университете. На нем рассказывали, что, например, в Австрии на инженерные специальности учатся не менее пяти лет, в других европейских странах нужно пройти практику не менее шести месяцев. А мы же с нашим бакалавриатом отправляли будущих инженеров на практику сроком на две-три недели, в лучшем случае - на пару месяцев. Безусловно, это были ошибочные подходы, которые крайне негативно сказывались на качестве подготовки наших кадров, а прежде всего - именно в технических специальностях.
По каким-то направлениям четырехлетнего базового высшего образования, конечно, хватит.
Поэтому пилот, который сейчас запустят в шести вузах, и поможет учесть все плюсы и минусы, когда будем проецировать его результаты на всю систему высшего образования. Странно было бы взять и поменять все подходы одним махом. Мы должны понять, где нужно пять-шесть лет специалитета, а где хватит и четырех, по каким направлениям должна измениться нормативно-правовая база.