Одна из самых привлекательных, эффективных и достаточно разработанных моделей, которую стоит взять за основу при внедрении в российскую практику альтернативных финансовых систем, - это исламские финансы, то есть бизнес с соблюдением ограничений, налагаемых исламским правом, созданный с учетом требований шариата. В качестве приоритетных контрагентов и потенциальных инвесторов целесообразно рассматривать государства - надежных партнеров еще со времен СССР - страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (прежде всего, страны-участницы Организации исламского сотрудничества - ОИС), которые все больше тяготеют к экономическим принципам, соответствующим шариату, и рекомендуют своим иностранным партнерам также применять в совместных проектах эти принципы.
Развитие инвестиционного сотрудничества России с исламскими странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии может быть построено по таким направлениям:
1. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в халяльные проекты
Большинство исламских государств обладают значительной ликвидностью, полученной от экспорта сырьевых товаров, прежде всего, нефтепродуктов, и готовностью вкладывать деньги в проекты в других странах. В России достаточно быстро развивается так называемая "халяльная индустрия", то есть производство товаров и услуг, соответствующих шариатским принципам. Это, прежде всего, продовольствие (мясные, молочные, зерновые продукты и др.), а также предоставление туристических, оздоровительных, медицинских, образовательных и иных услуг по шариатским стандартам. При этом ряд товаров имеет серьезные перспективы экспорта в исламские государства.
2. Привлечение исламских инвесторов в инфраструктурные проекты
В России есть много проектов в формально нехаляльных отраслях, но не относящихся к категории запретных и поэтому пригодных в качестве объекта для исламских инвестиций. Это энергетический комплекс (производство и распределение энергии, в том числе атомной и возобновляемой, нефтегазодобыча и переработка, производство и продажа металлов (в том числе и драгоценных), строительство (прежде всего, крупных инфраструктурных объектов), транспорт и создание логистических хабов, торговля.
3. Создание исламского сегмента фондового рынка в России для привлечения портфельных инвесторов
В случае создания в России законодательной и методологической базы для функционирования исламских сегментов на фондовых рынках, позволяющими проводить сделки с прошедшими шариатский отбор (скрининг) акциями и исламскими долговыми ценными бумагами (сукук), существует большая вероятность прихода на российский фондовый рынок исламских портфельных инвесторов.
4. Взаимодействие с исламскими финансовыми институтами
В России сейчас исламские финансы находятся на стадии становления и представлены в основном микрофинансовыми организациями в форме товариществ на вере или потребительских обществ. Компании такафуль (страхование по шариатским стандартам) страхования полностью отсутствуют. Фондов, предлагающих клиентам инвестировать в ценные бумаги по исламским стандартам, лишь единицы. Правовая, регулятивная и методологическая базы проведения исламских финансовых операций отсутствуют. Полагаю, что целесообразно привлекать исламские финансовые институты из дружественных мусульманских стран на российский рынок, обеспечив им возможность проведения операций на территории России.
5. Участие российского бизнеса в проектах на территории государств ОИС
Наличие интереса у российских бизнес-структур, включая государственные корпорации, в проектах на территории государств Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии позволяет предположить о наличии значительных перспектив совместных проектов российского бизнеса с предпринимателями ОИС. Развиваться должны не только торговые экспортно-импортные операции традиционными товарами, но также проекты в области транспорта, создание логистических коридоров, строительство крупных инфраструктурных проектов, агропромышленный сектор, нефтепереработка, туризм, ИТ, био-, медицинские технологии, робототехника.
Современная политико-экономическая ситуация является наиболее предпочтительной для активизации усилий по привлечению исламских инвестиций в Россию. В распоряжении исламских инвесторов в мире находится около 500 млрд долларов ликвидных средств, часть из которых могла быть привлечена в российскую экономику и полностью заместила бы финансовые источники западных стран, недоступные из-за санкций.
Исламская финансовая модель в мире за 60 лет своего развития доказала свою надежность и рентабельность. А станут ли исламские финансы эффективным инструментом для привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику, зависит от согласованности и последовательности совместных усилий российского государства, бизнеса и населения.