По данным чешских СМИ, речь идет о земельных участках в Праге, Брно и Карловых Варах. Среди объектов значатся многоквартирные дома, виллы, базы отдыха. Кстати, после массовой высылки Чехией российских дипломатов свою работу прекратила школа при посольстве. Теперь мэрия Праги по примеру своих коллег из Варшавы хочет здание школы изъять для своих нужд. Для того чтобы подвести хоть какую-то юридическую базу под отъем российских объектов, руководство Чехии утверждает, что российские объекты якобы используются для "незаконной экономической деятельности". Поэтому Москва, мол, должна по меньшей мере платить арендную плату за землю и здания, а еще лучше - заплатить налоги с получаемых доходов. Сумма, кстати, чехами обозначена немалая - более двух миллионов евро.
От резких шагов в отношении российской недвижимости Прагу останавливает наличие в самом центре Москвы в двух километрах от Кремля на Тверской улице Чешского дома. Это целый комплекс зданий, который должен был предоставлять услуги и поддержку чешским бизнесменам, работающим в России, а также развивать культурное сотрудничество с Москвой. Еще несколько лет назад чехи хвалились, что в доме действуют 122 офиса, есть 131 квартира и 87 гостиничных номеров, а также конференц-залы, бизнес-центр, ресторан, тренажерный зал и сауна. Конечно, после прошлогоднего дипломатического конфликта между Чехией и Россией деятельность Чешского дома была ограничена, закрылись гостиница и ресторан. Но офисы и квартиры продолжают сдаваться в аренду.
В 1995 году мне, тогда школьнику 6-го класса посольской школы в Бонне, посчастливилось отдохнуть в детском лагере нашего МИД под Прагой. На лето туда съезжались дети наших дипломатов со всей Европы. И попасть туда было счастьем для любого мальчишки или девчонки. Ведь проводить лето в душных европейских столицах было совсем не так весело, как может показаться. Родители всегда на работе, а болтаться по посольству со сверстниками просто надоедает. А тут новые знакомства, впечатления, развлечения. До сих пор помню старые деревянные домики, речку, футбольное поле, на котором мы проводили дни напролет. Со смехом вспоминаю, что, когда мы все разъезжались, за нами приезжали автобусы из посольств со всей Европы. Как-то, когда нас возили на экскурсию в Прагу, мне захотелось мороженого. Я долго пытался объяснить продавщице на своем еще зачаточном немецком, что хочу два шарика. А потом плюнул и сказал по-русски. Она рассмеялась, также по-русски ответила, что сразу надо было говорить на нормальном языке, и просто подарила мне это мороженое. Всего тридцать лет прошло с тех пор. Уже давно нет того лагеря, а за фразу по-русски теперь могут и обматерить в ответ.