В томских вузах отучились гораздо больше молодых людей, чем за 30 лет международной программы "Болашак" (от казах. - будущее), которая предоставляет возможность поступить в лучшие университеты мира. Поэтому образовательный кластер Томской области стал важнейшим для стран Центральной Азии, признал директор Центра прикладных исследований TALAP (Казахстан) Рахим Ошакбаев. Более 90% иностранных студентов приехали в Томск из Центральной Азии.
Как отметил губернатор области Владимир Мазур, почти 60% экспорта региона приходится на страны центральноазиатской "пятерки". Интеграцию, о которой мечтал бизнес, простимулировала сама жизнь, отметил директор Центра евроазиатских исследований МГИМО МИД России Иван Сафранчук. И это дает свои плоды. Только за январь-март товарооборот с Узбекистаном вырос на 27 процентов. С 2000 года объем российских инвестиций в экономику Узбекистана составил 18,2 млрд долларов. "В этом году мы планируем запустить 68 инвестиционных проектов с совместными инвестициями на 4,7 миллиарда долларов", - рассказал заместитель директора Международного института Центральной Азии (Узбекистан) Фаниль Кадиров.
Андрей Быстрицкий, председатель Совета Фонда развития и поддержки клуба "Валдай":
- Мне кажется, что немного неверно был понят общий контекст заявления заместителя главы МИД России Михаила Галузина на заседании Валдайского клуба по поводу отношений РФ со странами Центральной Азии. Галузин говорил о том, что действительно ситуация сложная. Вместе с тем общий контекст его выступления был связан с возможностями развития диалога России и стран Центральной Азии. Конечно же, надо понимать - и я так его понял, - что эти страны находятся под колоссальным давлением, потому что Соединенные Штаты пытаются всячески вмешаться. Но тем не менее страны Центральной Азии ведут достаточно самостоятельную политику: они, конечно, маневрируют, но скорее настроены на развитие отношений с Россией. Более того, мы видим, опираясь на те реальные цифры, которые есть в нашем распоряжении, что экономическое взаимодействие растет. Другое дело, что да - давление большое, есть различные риски. Но посмотрите: и визит глав входящих в СНГ стран в Россию 9 мая, и даже само проведение этой конференции и участие в ней экспертов из Центральной Азии говорят о том, что динамика отношений достаточно позитивная.
Мы видим, что конкурируют два подхода к мировому порядку. Первый - англосаксонско-западный: "мы знаем, как должен быть устроен мир; у нас есть план, мы будем этому плану следовать и будем принуждать, убеждать, действовать всеми возможными способами, чтобы этот план реализовать". Подход России, Китая, в какой-то степени Индии - другой: есть страны, и они должны сами определиться с тем, какой порядок им нужен; как они хотят жить. Этот подход никому ничего не предписывает, но опирается на принципы - что есть возможность выбора. Вот этот фундаментальный идеологический спор во многом определяет нынешнюю ситуацию. И в этом смысле всем странам - и маленьким, и большим - придется определяться. Это касается и стран Центральной Азии. Но они куда теснее связаны с Китаем, Россией, той же Индией, со своим окружением, чем с Соединенными Штатами. Да, есть уязвимые места - это денежно-кредитная система, система активов. Ну что ж, придется работать над этим. Поэтому жизнь простой не будет, и я бы так понимал слова Михаила Галузина.
Подготовил Владислав Шабловский