Павел солдат с большим опытом - за его плечами служба в Советской армии в Туркестанском военном округе. Ашхабад, Чарджоу, Нефтезаводск, Кушка для него не пустой звук - он прослужил в этих пустынях не один год и потому на выход берет с собой двойной запас патронов и воды. Вода не простая, а заряжена аспирином - это помогает, как выразился сержант, разогнать кровь и снять усталость.
Так начинается рабочий день в штурмовом батальоне "Шторм", и бойцы 123-й бригады приступают к тренировкам с помощью системы имитации лазерного боя. Новинке всего три месяца.
- На каждом бойце установлены датчики, а на автоматы и пулеметы лазерные излучатели. Срабатывание лазера происходит строго в момент выстрела холостым патроном. Таким образом достигается максимальный реализм стрельбы, соблюдается механики увода оружия в момент выстрела. Боец учится рассчитывать емкость магазинов, проще говоря, закончились патроны - и все, стрелять невозможно. Понимает, что из-за отказа оружия лазером уже не выстрелишь. Действия отрабатываются до уровня механической памяти - это когда руки делают все на подсознательном уровне, - объясняет работу армейского тренажера инструктор по тактической и огневой подготовке старший лейтенант с позывным Атаман.
Лазерный луч бьет как в реальном стрелковом бою на 500 - 800 метров. При попадании в инфракрасный датчик происходит вибрирование и раздается звуковой сигнал. Датчики начинают мигать огнями.
Офицер инструктор, находящийся на пункте управления, с помощью планшета и квадракоптера отслеживает действия солдат, аппаратура записывает "двухсотых" (убитых) и "трехсотых" (раненых).
- Отрабатываем штурм и удержание опорного пункта противника. Ландшафт соответствует местности, где скоро будем наступать. Двухсотые строго выходят из боя, а трехсотые после получения первой помощи могут вести огонь и кидать учебные и дымовые гранаты. Ножами не работаем, - ставит задачу комбат с позывным Алмаз.
Первый блин вышел комом. Поставленные без учета направления ветра дымовые завесы не прикрыли бойцов. На табло появились первые "двухсотые". Их вывели из боя и отправили в марш-бросок на три километра.
- Они должны на себе ощутить, что значит быть убитым. Тем более, что некоторые уже опытные бойцы и два месяца действовали на боевой линии, - сердится комбат.
Вскоре в небе над полем боя появляются "птички" - квадракоптеры. С помощью беспилотников наступающие и обороняющиеся корректируют действия солдат. У наступающих преимущество - к ним на подмогу прилетает еще один беспилотник и сбрасывает имитационный боеприпас. Граната разрывается рядом с бойцом.
- У нас одно правило - победить. Догадались бойцы сами смастерить ударный беспилотник - честь им и хвала. Инициатива - это залог выживаемости и победы в бою, - объясняет, следя за картиной боя, Алмаз.
Реальности к событиям придает грохот канонады. Гаубицы и танки где-то ведут бой.
Разбор тренировки краток и густо насыщен армейским юмором. После чего отряд бегом возвращается на исходные и после пополнения боекомплектов меняется местами. В этот раз ударные беспилотники мастерят все.
- У меня гранаты кончились, - говорит мастер, и ему кидают пустую 0,33 пластиковую бутылку.
- Засыпь туда землю. Сделаешь ВОГ (выстрел осколочный гранатометный), - отвечает коллега.
Бойцы, видимо, "закусились", как говорят в зоне СВО. Поменявшись местами, группы расходятся на исходные, а на КП приезжает автомобиль с новыми холостыми и боевыми патронами. Инструктора хотят усложнить тренировку - научить новых бойцов не бояться, а ветеранам напомнить о безопасности.