Детективы в России процветают, но это касается ТВ и стримингов, где они занимают лидирующие позиции. В кинопрокате, в полном метре - это штучный продукт. В сравнении с Голливудом - та же картина. Там есть отдельные полнометражные детективные хиты (фильмы Кеннета Брана по Агате Кристи, "Достать ножи"...), но в основном детективы - это сериалы.
Важно учитывать, что детектив, в принципе, редко встречается в кино в чистом виде. Детектив определяется как жанр, в "произведениях которого повествуется о расследовании загадочного происшествия", а под это определение может попасть и фильм, который позиционируется как боевик, комедия, триллер, хоррор.
- В 2023 году в кино вышел практически один российский детектив - "Айта" Степана Бурнашева. Новинка якутского кинематографа собрала в прокате 25 млн рублей.
- В среднем за год в прокат выходит около пяти российских детективов, некоторые из них добиваются солидных кассовых сборов (пик успешности - несколько десятков миллионов рублей).
- В 2022-м успешными детективами были "Тень. Взять Гордея" (28 млн), "Казнь" (56 млн рублей). В 2021-м и 2020-м детективов со сборами более 1 млн рублей не выходило.
Совсем другая картина в онлайн-кинотеатрах. На Кинопоиске в десятке топовых сериалов с наибольшим количеством оценок на втором месте - "Триггер" (не чистый детектив, но с детективной составляющей). Всего более 730 тысяч оценок. Больше только у "Игры престолов".
Средняя оценка полнометражных детективов на Кинопоиске - 6,4. Это выше, чем у хорроров, триллеров, боевиков и фантастики.
Жанр с самым высоким средним рейтингом на Кинопоиске - нуар (7,4). А нуар это почти всегда, в том числе и детектив.
Средняя оценка детективных сериалов по версии пользователей Кинопоиска - 7. Выше, чем у приключений, боевиков, фантастики, ужасов, но ниже, чем у криминала и триллера (примерно 7,2). Правда, криминал и триллер - это зачастую те же детективы.
Судя по исследованию Яндекса, детективные сериалы пользуются одинаковой популярностью вне зависимости от возраста аудитории - от 14 до 69 лет. Также они одинаково привлекают женщин и мужчин. В других жанрах фактор пола имеет значение: например, мужчины выше оценивают драмы и фантастику.
Среди самых популярных оригинальных проектов российских стримингов обязательно есть детективы (по крайней мере проекты, где детективная интрига очень важна для сюжета). Приведем примеры по конкретным онлайн-кинотеатрам.
У ivi - "Тайна пропавшей деревни", "Пробуждение", "Замёрзшие", "Пансион", "Райцентр".
У Кинопоиска - "Триггер", "Топи", "Фандорин. Азазель", "Водоворот", "Нулевой пациент".
У Okko - "Агеев", "Чикатило", "Оффлайн".
У Wink - "Мёрзлая земля", "Фишер".
У Start - "Контейнер", "Самка богомола", "Медиатор", "Шерлок в России".
У Premier - "На страже пляжа", "Художник", "Сны", "Мёртвое озеро".
К качественным детективам по реальным событиям относится, в частности, сериал "Фишер". Медийному резонансу подобных историй способствует тот факт, что авторы сериала изучили документальную сторону дела. Соответственно, освещение сериала не ограничивается отзывами на сам сериал - выходят подкасты, видео и другие формы продвижения, вспоминающие историю заглавного маньяка, что косвенно рекламирует сериал.
О популярности детективов говорит и то, какое место они занимают на федеральном ТВ. Единственный конкурент - мелодрамы, но детективы лидируют в сериальном показе. "Тайны следствия", "Каменская", "Ищейка", "Журов", "Исаев", "Палач", "Налёт", "Следователь Тихонов" - лишь несколько примеров.
Некоторые из них, как "Тайны следствия", в эфире уже более 20 лет. При всей популярности, их сложно назвать "культовыми" - культовость подразумевает сплоченную группу почитателей, а эти сериалы скорее народные хиты, которые смотрели (пусть и не целиком) миллионы россиян.
Любовь к детективам в России универсальная - книг это тоже касается. Примерно треть бестселлеров - детективы. Самые продаваемые российские авторы последних лет - сплошь детективщики: Борис Акунин, Татьяна Устинова, Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Полякова. Но эти народные хиты лишь изредка становятся основой для фильмов и сериалов.
В этом смысле больший потенциал видится у менее раскрученных, но более сложных авторов, например Владимира Евменова, лауреата премии "Русский детектив". В отличие от Акунина, Устиновой и прочих классиков жанра, книги Евменова по-настоящему мрачные и пугающие.
Мода на жуткие детективы (в том числе по реальным событиям) набирает обороты, и для фильмов/сериалов понадобятся качественные первоисточники. Так, "Охота на вепря" Евменова стала одним из финалистов "Лаборатория саспенса. Экранизации", которую запустили медиахолдинг "Цифровое Телевидение" и издательский дом "Эксмо-АСТ". Теперь кинематографисты будут готовить свои варианты экранизации этой и других остросюжетных историй. Чтобы получить права на экранизацию и возможность снять картину по произведению.
Кстати
Из-за того, что Стивен Кинг, Роберт Гелбрейт (псевдоним Джоан Роулинг) и другие западные детективщики отказались продолжать сотрудничество с российскими издательствами, доля отечественного детектива на полках может вырасти.
Специально для "РГ" Карен Шахназаров - режиссер, сценарист, продюсер, глава киноконцерна "Мосфильм" - ответил на вопрос, в каком состоянии сегодня жанр кинодетектива в России:
"Детектив вообще очень популярный жанр, поэтому детективные фильмы снимаются и будут сниматься во все времена в больших количествах. К тому же, в детективе много подвидов - приключенческий детектив, политический детектив и пр. Так, что ничего удивительного, что и в России снимается много детективов - я не вижу.
Есть среди них и весьма приличные - например, сериал о майоре Черкасове в исполнении Андрея Смолякова ("Мосгаз"), "По законам военного времени" - тоже неплохой сериал, мне понравились отдельные серии, "Чёрное море" - достойный многосерийный телефильм. Не могу сказать, что у нас разучились снимать детективы - всё зависит от режиссеров, которые берутся за такие истории.
Почему лично я взялся за детектив? Наверное, потому что в моей обширной фильмографии присутствуют все жанры, включая музыкальные фильмы и комедии, а вот детективного фильма пока не было. Смысл режиссуры, как мне кажется, состоит, в том числе и в том, чтобы пробовать себя в разных жанрах.
Мне хотелось снять что-то такое приключенческое, интересное, с хорошим финалом, чтобы зритель отдохнул и получил удовольствие от самого зрелища. А сам фильм "Хитровка. Знак четырёх" возник из идеи соединить прозу Владимира Гиляровского, блестяще описавшего дореволюционную Москву в книге "Москва и москвичи", с сюжетами Артура Конан Дойла. Тут и личные предпочтения литературные сошлись, и профессиональный режиссерский интерес - снять детектив".
Кадры из фильма "Хитровка. Знак четырёх"О фильме "Хитровка. Знак четырех"
Команда создателей фильма "Хитровка. Знак четырех" конструирует оригинальный приключенческий детектив, вдохновленный творчеством Артура Конан Дойла, по мотивам произведений Владимира Гиляровского. Что, если бы в России были свои Шерлок и Ватсон? Причем не вымышленные персонажи, а реальные исторические личности, которых затягивает в водоворот опасного расследования череда обстоятельств?
Официальный синопсис фильма таков: Москва, 1902 год. Знаменитый режиссер Константин Станиславский в поисках вдохновения для постановки новой пьесы решает познакомиться с жизнью городского "дна". Он обращается за помощью к признанному знатоку московских трущоб Владимиру Гиляровскому. Вместе они отправляются на легендарную бандитскую Хитровку и оказываются втянуты в расследование убийства загадочного местного жителя - индийца-сикха с тёмным прошлым...
Карен Шахназаров в фильме - режиссер и продюсер. Авторы сценария: Елена Подрез, Екатерина Кочеткова и Карен Шахназаров. Оператор: Олег Лукичёв. В главных ролях Константин Крюков, Михаил Пореченков, Анфиса Черных, Евгений Стычкин, Алексей Вертков и Александр Олешко и другие.
Кто убийца? В Москве назовут лучшие детективы года
Церемония награждения лауреатов третьего сезона премии "Русский детектив" состоится 3 июня в рамках книжной выставки-ярмарки "Красная площадь". В коротком списке премии есть и кино-номинации. Например, финалисты в номинации "Лучший отечественный сериал-детектив" - это "Хрустальный" (сервис KION), "Мур-Мур" (канал "Россия 1"), "Медиум" (платформа "Смотрим"), "Душегубы" (НТВ), "Серебряный волк" ("Первый канал").