На официальном туристическом портале Visit Petersburg находится подборка военно-исторических маршрутов, протяженность которых разная - от 4 до 80 километров. Можно, следуя рекомендациям, отправиться на экскурсию самостоятельно или в сопровождении гида. В качестве примера приводят маршрут "Жизнь блокадного Ленинграда", который проходит от памятника "Юнгам Балтики" в Василеостровском районе города и рассказывает о судьбах подростков, остававшихся в осажденном городе. Большой популярностью пользуется маршрут "Блокада Ленинграда". Он также начинается на Васильевском острове, от дома, где жила Таня Савичева, включает в себя посещение главных памятных мест, связанных с блокадой и обороной города, и заканчивается на Пискаревском мемориальном кладбище.
Как пояснила Полина Тугова, представитель одной из туркомпаний, из новых музеев большой интерес к музейному комплексу "Дом авиаторов" и музею "Битва за Ленинград" имени Зиновия Колобанова во Всеволожском районе. Что интересно - оба музея частные. Заметно возрос спрос на посещение Синявинских, Пулковских высот, "Невского пятачка", Ораниенбаумского плацдарма, легендарного Осиновца, с которого начиналась ледовая Дорога жизни.
Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" с его знаменитой диорамой - также в топе объектов. Причем с этого туристического сезона сюда стали организовываться регулярные экскурсии и по воде. Метеоры связывают центр Санкт-Петербурга с музеем-заповедником и Крепостью Орешек, находящейся на другом берегу Невы. Это стало возможным благодаря возведению причала, предназначенного для любых судов - вплоть до круизных возле этих двух объектов. Сюда же можно отнести и Невскую Дубровку, у которой теперь также есть причал.
- Можно было бы создать новую, уникальную экскурсию по меткам блокады - сохранившимся следам от осколков на памятниках и зданиях. Это целый пласт интереснейших историй, - отметил Георгий Стрелец, сотрудник Музея обороны и блокады Ленинграда.
Меток - много, но можно выбрать именно те, на общий осмотр которых нужно часа полтора. Например, следы от осколков есть на памятнике Крылову в Летнем саду, на Александрийской колонне, цоколе Эрмитажа, на одной из пушек возле Спасо-Преображенского собора, на граните в месте соединения Лебяжьей канавки и Невы. Есть даже метки на самом здании музея блокады.
Кстати, на сайте музея есть раздел "Блокадный архипелаг", где собирается информация о памятных местах, в том числе малоизвестных, связанных с защитой города Ленина. Правда, не каждый объект можно посмотреть в принципе. Просто так в школьные (да и ряд ведомственных) не зайдешь.
Некоторые объекты нуждаются в новых помещениях. Например, интересный, но занимающий крошечное пространство музей "Зоосад в годы блокады", расположенный в зоопарке. Тема сохранения зверей в условиях катастрофического голода - очень трепетная, и можно было бы ее развить.
Что касается Ленинградской области, то на ее территории расположено множество интереснейших объектов, которые можно было бы превратить в точки притяжения для туристов. Например, подземелья форта Ино (Выборгский район). Как уверяет Антон Юшко, председатель комиссии экоэффективного туризма регионального отделения РГО, подземелья - красивые, необычные и никакого опасного уровня радиации, по замерам экологов, там нет. (Форт использовался военными, в нем были засекреченные лаборатории.) Но пока что данный вопрос не стоит на повестке дня, поскольку территория осталась за Минобороны. Много локаций, связанных с линией Маннергейма (например, неподалеку от поселка Первомайское), тоже не используемых.
Зато к 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады откроются сразу три новых музея. Музей тыла в селе Сомино Бокситогорского района, музей Ладожской флотилии в Новой Ладоге и большой музей в Невской Дубровке.
Есть также плохо охваченная музейными экспозициями тема - партизанское движение. Можно было бы, например, в Лужском районе создать целую территорию с интерактивной программой, посвященной жизни и быту партизанского края.
В отдаленных планах - строительство канала и причала в Кобоне, на берегу Ладоги. Но точный срок ввода причала не называется - именно из-за необходимости проведения канала, без которого судоходство невозможно в данном месте. Как только причал появится, можно будет связать по воде два берега Ладоги, два берега ледовой и водной Дороги жизни - Осиновец и Кобону.
В этом турсезоне стал принимать группы туристов еще один уникальный объект, связанный с Дорогой жизни. Это реконструируемый военно-полевой госпиталь в деревне Дусьево (рядом с памятником блокадной полуторке). В нем несколько блиндажей, в каждом из которых находится какое-либо госпитальное подразделение: от операционной до кухни, оборонительные и фортификационные сооружения.