"Мы подтверждаем объявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана", - заявила дипломат. По ее словам, данная инициатива генсека ООН "предоставляет шанс на деле помочь обеспечить глобальную продовольственную безопасность"
В то же время Захарова подчеркнула, что "принципиальные оценки стамбульских договоренностей не изменились". "Перекосы должны быть максимально быстро исправлены", - заявила представитель МИД РФ.
Комментарий Захаровой последовал после того, как Эрдоган сообщил, что черноморская зерновая инициатива продлена еще на 60 дней. "Я хотел бы сообщить хорошие новости всему миру. Соглашение по зерновой сделке, заключенное 22 июля 2022 года, истекало завтра. Решено продлить соглашение по черноморской зерновой инициативе на два месяца", - отметил президент Турции.
По словам турецкого лидера, это стало возможным благодаря конструктивным подходам России и Украины. Он выразил благодарность президенту РФ Владимиру Путину, президенту Украины Владимиру Зеленскому, а также генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу за приложенные усилия в этом вопросе.
Москва неоднократно обращала внимание, что продление стамбульских договоренностей возможно только при учете интересов Российской Федерации. Никаких дополнительных условий российская сторона не выставляла. Речь идет только о тех пунктах, которые были включены в договоренности и были скреплены обязательствами сторон этой пакетной сделки. В нее входит не только черноморская зерновая инициатива, регулирующая вывоз зерна с Украины, но и меморандум Россия-ООН, который призван обеспечить доступ российской сельхозпродукции на мировые рынки.
Однако до сих пор выполнялась только первая часть этого пакета договоренностей. А Россельхозбанк все еще находится под санкциями и не переподключен к системе SWIFT, ограничены поставки сельхозтехники, запчастей в РФ, так и не сняты ограничения на страхование и доступ в порты против российских судов и грузов.
Договоренности подразумевают автоматическое продление, если у сторон нет возражений. Нынешнее продление будет третьим по счету. Несмотря на имеющиеся у России претензии, Москва согласилась на продление сделки сначала на 120 дней (в ноябре), затем на 60 (в марте).