Как отметил министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд на встрече глав внешнеполитических ведомств ЛАГ, предваряющей саммит, "мир переживает серьезные испытания, которые требуют от нас единства, чтобы противостоять им". "Мы должны разработать новые механизмы для решения проблем, стоящих перед арабскими странами", - заявил Фейсал бен Фархан Аль Сауд.
По мнению посла РФ в Иордании Глеба Десятникова, высказанного РИА Новости, "возвращение Сирии в общеарабскую семью - это шаг к миру и стабильности в регионе". Как отметил дипломат, "от этого выиграет все арабское сообщество, ведь сообща можно преодолеть любые трудности, а сейчас таких вызовов в регионе немало". Он полагает, что наиболее выигрышной темой для диалога могли бы стать вопросы восстановления торговых связей между региональными столицами, укрепления безопасности и борьбы с терроризмом. Так ли это, покажет предстоящий уже завтра саммит.
Как заявил ТАСС ливанский аналитик Нидаль Саби, "совещание на высшем уровне в Джидде войдет в историю как саммит консолидации арабских рядов, вопреки давлению США и Запада, которые пытались не допустить участия в нем президента Башара Асада".
Большие надежды встречу лидеров ЛАГ возлагает и король Иордании Абдалла II. "Саммит в Джидде станет началом нового периода совместных действий арабов на прочной основе экономической интеграции. У наших народов появится уникальная возможность изменить условия жизни в этом регионе, который заплатил высокую цену за конфликты и напряженность", - заявил монарх. По его словам, арабские страны сталкиваются с рядом проблем, которые необходимо решать в тесном взаимодействии: присутствия беженцев, использования водных ресурсов, борьбы с наркобизнесом, повышения уровня образования и здравоохранения, экологических вызовов.
По мнению министра иностранных дел САР Фейсала аль-Микдада, участие его страны в саммите ЛАГ является "новой возможностью для Дамаска сказать арабским странам, что он смотрит не в прошлое, а в будущее". Он заверил, что Сирия стремится к всестороннему развитию отношений с соседями.
Стоит отметить, что Сирия выпала из политической жизни региона после того, как на территории республики в 2011 году разразился вооруженный конфликт. В разгар кризиса членство САР в Лиге арабских государств было приостановлено. Большинство арабских стран отозвали своих послов и присоединились к экономическому бойкоту республики. За последние годы Дамаску удалось наладить отношения только с Абу-Даби и Манамой, и в 2018 году власти ОАЭ и Бахрейна восстановили работу своих дипломатических представительств в Сирии. Как объясняли тогда аналитики, эти изменения стали следствием успехов Дамаска по возвращению территорий под контроль правительства. Однако другие страны не региона не спешили с изменением позиции по отношению к САР, хотя уже тогда появились идеи возвращения республики в Лигу арабских государств.
Ситуация изменилась после разрушительного землетрясения в феврале, затронувшего в основном Турцию и Сирию. Арабские государства пошли на сближение с САР и оказали ей значительную гуманитарную помощь. Затем Эр-Рияд и Дамаск договорились об открытии посольств. И этому примеру явно готовы последовать другие страны региона.
Как отмечают эксперты, изменению ситуации способствует понимание того, что дальнейшая изоляции Дамаска не имеет смысла, президент Башар Асад удержал власть в республике. Свое влияние оказало и примирение Саудовской Аравии и Ирана. Эр-Рияд и Тегеран договорились восстановить дипломатические отношения, открыть посольства. Аналитики ожидали, что сближение двух стран может благоприятно сказаться на обстановке в регионе. Ситуация вокруг Сирии вполне может быть тем следствием, которое предсказывали эксперты.
К тому же надо учитывать общую ситуацию в мире, где США теряют роль гегемона, и их попытки вмешиваться в дела на Ближнем Востоке вызывают уже недовольство. Ведь в итоге члены ЛАГ проигнорировали посылаемые Вашингтоном сигналы, что Сирия не заслуживает повторного принятия в Лигу арабских государств.