Господин посол, какую выгоду и пользу эти взаимоотношения несут народам двух стран?
Шахрат Нурышев: История наших взаимоотношений имеет глубокие корни. За 30 лет проделана огромная работа, надо отдать должное и прежним руководителям, которые заложили основу двусторонних отношений. У нас на данный момент не существует каких-либо политических противоречий, между главами государств налажен очень тесный политический диалог. В прошлом году товарооборот достиг рекордного показателя - он превысил тридцать один миллиард долларов, и мы видим, что у нас есть большие перспективы для его увеличения. У нас очень тесные контакты в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества, которые также были заложены в течение этих 30 лет.
В дипломатии есть много различных степеней или уровней стратегического партнерства: в 2002 году был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя странами, потом в 2013 году были установлены отношения стратегического партнерства, в 2019 году - отношения вечного всестороннего стратегического партнерства.
Есть стратегическое взаимодействие и всеобъемлющее партнерство, есть всепогодное стратегическое партнерство, есть всеобъемлющее стратегическое партнерство. Но термин вечное всестороннее стратегическое партнерство характерен только для казахстанско-китайских отношений. Ни у Казахстана, ни у Китая с какими-либо другими странами нет такого уровня отношений. Это говорит о том, что мы близкие соседи, мы заинтересованы в том, чтобы наши отношения были дружеские, добрососедские, стабильные, предсказуемые. И в 2019 году, когда эти отношения были установлены, главы государств договорились о том, что Казахстан и Китай в дальнейшем будут развивать добрососедство и дружбу. В этом, конечно, огромную роль играет дипломатия глав государств - они ровесники, люди одного поколения, одного возраста, поэтому они очень легко находят точки соприкосновения, они сразу понимают друг друга. Беседы между ними, переговоры проходят всегда в дружеской атмосфере, что закладывает хорошую основу для углубления двусторонних отношений.
В целом я хочу сказать, что отношения между Казахстаном и Китаем развиваются поступательно, нет каких-либо противоречий или конфликтных вопросов. Мы всегда находим решения - Казахстан и Китай в свое время на взаимовыгодной основе решили пограничный вопрос. В свое время Китай, как ядерная держава, предоставил гарантии безопасности Республике Казахстан, это тоже показатель очень высокого уровня доверительных отношений.
Китайская инициатива тесно взаимодействует с казахстанской инициативой "Светлый путь". Какие перспективы нас ожидают?
Шахрат Нурышев: Начало инициативы "Один пояс и один путь" было заложено в Астане в 2013 году, когда председатель КНР господин Си Цзиньпин посетил с первым государственным визитом Республику Казахстан. Китай является для нас окном возможностей для развития сотрудничества с другими странами Юго-Восточной Азии. Мы совместно реализовали проект в свободной экономической зоне "Хоргос - Восточные ворота". В настоящее время более 50 процентов железнодорожных контейнерных перевозок на параллели Китай - Европа осуществляется через территорию Казахстана. У нас есть две железные дороги, которые проходят через Казахстан в направлении Европы, мы видим, что спрос на железнодорожные контейнерные перевозки растет. Поэтому предпринимаются меры для увеличения пропускной способности тех железных дорог, которые уже имеются на территории Казахстана, которые позволят создать дополнительные каналы для транспортировки грузов не только между Китаем и Европой, но и между Китаем и странами Центральной Азии, России. Наша национальная компания "Казахстан темир жолы" договаривается о создании логистического центра в сухом порту города Сиань. Помимо привлечения зарубежных иностранных инвестиций мы вкладываем свои деньги в совершенствование железнодорожной инфраструктуры, создавая новые рабочие места для населения Казахстана, мы заинтересованы в дальнейшем углублении нашего сотрудничества в рамках инициативы "Одного пояса и одного пути" и надеемся, что это сотрудничество будет взаимовыгодным.
Сейчас проходит саммит "Китай - Центральная Азия" на самом высоком уровне. Что вы ожидаете от этого мероприятия?
Шахрат Нурышев: Формат "Центральная Азия плюс" существует давно. На уровне министров сотрудничаем с США, Японией, Южной Кореей, на уровне глав государств недавно был создан механизм взаимодействия с Россией, Европейским союзом. Сейчас саммит проходит в очном формате, главы государств будут иметь возможность встретиться лично. Я надеюсь, будет достигнута договоренность о проведении саммита на регулярной основе. Ход подготовки к предстоящему мероприятию дает основание полагать, что формат будет довольно активным. Основная задача саммита - старт нового этапа сотрудничества между странами Центральной Азии и Китая.
И я уверен, что данный формат будет очень эффективным, очень продуктивным, взаимовыгодным, что очень важно в настоящее время. Хочу отметить, что Центральная Азия выступает как единый регион, здесь нет разделения на пять государств, здесь единый регион, который готов совместно с Китаем развивать сотрудничество в духе дружбы и добрососедства, поэтому у нас от нынешнего саммита очень большие ожидания.