Организация направила обращение в правительство (имеется в распоряжении "РГ") с просьбой отложить вступление закона в силу до 2025 года (пока он должен начать действовать с сентября нынешнего года).
Дискуссии о возможных мерах предотвращения взрывов бытового газа идут уже не первый год. В 2017 году в Госдуму был внесен законопроект, которым предусматривалось введение единого договора на техобслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, отмечается в письме.
В конце нынешней зимы он был принят во втором и третьем чтениях. За четыре дня до второго слушания документа в него были внесены кардинальные поправки о том, что теперь техобслуживанием могут заниматься лишь газораспределительные организации (поставщики газа), то есть предусматривается полная монополизация этой деятельности, поясняют авторы письма. Официальной причиной принятия закона была якобы негативная практика оказания таких услуг другими специализированными организациями, снижение их качества, рост аварий и сложность выявления виновных, однако статистики, доказывающей это, не приводилось, указывают авторы письма.
Между тем, поправки ведут к целому ряду проблем, считают в гильдии. Во-первых, при монополизации услуг не предусматривается контроль за тарифами на них. Во-вторых, могут подорожать бытовые товары, связанные с использованием газа. Гарантийный ремонт и обслуживание бытовой техники смогут проводить тоже только газораспределительные организации, а изготовителям и импортерам товаров придется оплачивать гарантийный ремонт по нерегулируемым ценам.
В 17 регионах используется сжиженный газ, то есть газораспределительных газопроводов и таких организаций здесь нет. Соответственно, проводить техобслуживание домов, где используется газ в баллонах, не сможет никто, подчеркивают в ГИГО.
Кроме того, в Гильдии переживают за сотрудников 4,5 тысячи специализированных организаций, которые теперь потеряют работу, а это около 30-40 тысяч квалифицированных специалистов.
Авторы письма просят отложить закон до начала 2025 года, чтобы можно было тщательно проработать все детали. Нынешний переходный период слишком короткий, считают они.
Факторами, способствующими нарушениям правил эксплуатации газового оборудования, нередко являлось нечеткое определение лица, ответственного за его надлежащее содержание и ремонт, прокомментировала обращение пресс-служба Минстроя. Для повышения безопасности в законе было определено, что техобслуживанием и ремонтом внутридомового или внутриквартирного газового оборудования должна заниматься газораспределительная организация (ГРО). Минстрой разработал проект документа, направленного на реализацию этой нормы, добавили в ведомстве. Планируется наделить газораспределительные организации правом привлекать субподрядные организации для исполнения договоров о техобслуживании и ремонте. При этом будет сохраняться ответственность ГРО перед собственником газового оборудования.
В пресс-службе Минэнерго отметили, что низкое качество услуг по ремонту и обслуживанию газового оборудования называется в качестве одной из возможных причин трагических инцидентов с газом. "Внесённые законом изменения оставляют возможность для организаций, которые ранее осуществляли техническое обслуживание газового оборудования, продолжать оказывать эти услуги. Для этого им необходимо заключить договор подряда с газораспределительной организацией", - сообщили в ведомстве.
Ситуация с авариями в домах, связанными с неисправным газовым оборудованием, его самовольным подключением, с незаконными перепланировками, затрагивающими газовое оборудование, как и возможные меры, способные реально сократить количество аварий, обсуждались в Госдуме, Совете Федерации и правительстве не один год, отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Принятые решения не были спонтанными.
Единственный способ обеспечить тотальное заключение договоров на обслуживание в домах и квартирах газового оборудования - возвращение к советской практике, то есть передача этих функций газоснабжающим организациям за счет тарифа на газ, считает Разворотнева. "В принятом законе была установлена монополия на обслуживание и ремонт оборудования, однако за счет отдельного договора, что, на мой взгляд, является более слабым решением", - отмечает она.
В то же время опасения о потере рынка коммерческими организациями и об увольнении тысяч их работников представляются странными, говорит Разворотнева. "Газовое оборудование никуда не денется, количество договоров на его обслуживание будет только расти. Одномоментно подготовить необходимое количество альтернативных специалистов газоснабжающие организации не смогут. Поэтому квалифицированные сотрудники просто поменяют работодателей и продолжат выполнять свою работу", - считает она.
Несостоятельны также утверждения о том, что обслуживание и ремонт газового оборудования будут осуществляться по нерегулируемым ценам, считает депутат. В законе указано, что правительство должно установить порядок и условия заключения договора о техобслуживании и ремонте, минимальный перечень услуг, порядок их оказания. Этот же пункт позволит преодолеть коллизии и в тех регионах, где используется сжиженный газ.
"Конфликт между обязанностью поставщиков газового оборудования осуществлять гарантийное обслуживание оборудования и его ремонт, и требованием передать эти функции газоснабжающим организациям, безусловно, присутствует, - отмечает депутат. - Однако и он может быть снят после принятия постановления правительства, которое конкретизирует минимальный перечень работ по обслуживанию и ремонту, который будет осуществлять газоснабжающая организация. Все, что сверх минимального перечня, будет осуществляться поставщиками оборудования в рамках гарантийных обязательств или организациями, предлагающими такие услуги на свободном рынке. Однако важно, чтобы любое вмешательство в газовое оборудование происходило с ведома специализированной организации. Иначе обеспечить безопасность не получится".
Лучшее, что могут сейчас сделать представители рынка, по ее мнению - включиться в доработку постановления правительства, использовать свой профессиональный опыт для того, чтобы документ получился качественным.