ЧП в поселке Ленинский Яшкинского муниципального округа случилось на прошлой неделе. Пропали двухлетняя Аленка и четырехлетняя Ирочка. Около шести вечера они пошли гулять, но домой не вернулись. Двое суток полицейские, следователи, спасатели и волонтеры (всего до шестисот человек) прочесывали лесной массив и осматривали каждое заброшенное здание.
Нашлись пропавшие девочки примерно в четырех километрах от поселка. Волонтеры, объезжая окрестные поля на квадроцикле, обнаружили на одном из них крох. К счастью, живых и невредимых, но ослабленных, голодных и дрожащих от холода. Вопреки ориентировке, которая была у поисковиков, на босоногих малышках не оказалось ни курточек, ни шапок.
Примечательно, что родители хватились дочерей только на следующий день, ближе к обеду. Дескать, думали, их приютил на ночь кто-то из соседей. Видимо, такое раньше уже случалось.
Говорят, что только добрые люди не давали ребятишкам умереть с голоду, пока папа с мамой не жалели денег на спиртное. И дошкольное учреждение, как уточнили в региональном Следственном управлении Следственного комитета РФ, дети не посещали. О ситуации знали все - семья состояла на учете как неблагополучная. Многодетную мать не раз привлекали к административной ответственности. Но жестких мер не принимали.
Сейчас жизни малышек ничего не угрожает. Их, как, впрочем, и остальных четверых детей, у родителей изъяли, поместив в государственное учреждение. Расследование уголовного дела по факту халатности, как и результаты поисковых мероприятий, - на контроле у прокуратуры.
Что будет с этой семьей? Пока неясно. Но известно то, что суды в Кемеровской области лишают граждан родительских прав лишь в самых крайних случаях. Все уполномоченные органы, включая опеку, настроены на одно: дети должны жить в семье.
Может ли такая установка быть виной тому, что случилось в Ленинском? Как избежать повторения ЧП? Ответов пока нет. Но и замолчать их не получится. Ведь жизнь и здоровье девочек действительно были в большой опасности. "Российская газета" будет следить за тем, чем закончится эта история.
Юрий Подольхов, директор новокузнецкого социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних "Полярная звезда":
- Решение об изъятии детей, как и об ограничении или лишении родительских прав, всегда принимает суд. Опека - орган рекомендательный, который может инициировать иск.
И она нередко в суд обращается. По крайней мере в Новокузнецке это так. Но безрезультатно. Порой, суд отказывает в иске, принимая тарелку засохшей лапши за наличие продуктов. Как было в данном случае, не знаю. Надеюсь, следствие разберется.
Но, вне всякого сомнения, подход не должен быть таким: лишь бы наказать. Детям и правда лучше в семье, пусть даже она далека от идеальной. Просто такими семьями нужно плотно заниматься, не пускать дело на самотек. Мы посещаем оказавшиеся в социально опасном положении семьи раз в неделю, а попавших в тяжелую жизненную ситуацию - каждый месяц.
О признаках угрозы для детей немедленно сообщаем в опеку, подразделение по делам несовершеннолетних и прокуратуру. Реакция, как правило, мгновенная.
При этом речь о лишении родительских прав не идет. Пока дети несколько месяцев находятся у нас в центре, получая все необходимое, продолжая посещать школу, у родителей есть шанс исправиться. И подавляющее большинство его используют. Приводят в порядок жилье, бросают пить, находят работу. Я каждый раз лично убеждаюсь в этом.