22.05.2023 06:00
Власть

Почему большинство грузов по Севморпути до сих пор идет в западном направлении

Текст:  Светлана Задера Сергей Тихонов
Российская газета - Федеральный выпуск: №110 (9055)
Россия перевыполняет планы по загрузке Северного морского пути, но основная часть грузов по-прежнему направляется через его западную часть. Эксперты объяснили, что мешает увеличить поставки по наиболее выгодному восточному маршруту.
/ Денис Кожевников / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Северный морской путь (СМП) - это транспортный коридор от Мурманска до Владивостока. Для этого маршрута был разработан отдельный план развития, который предусматривает 1,8 триллиона рублей инвестиций до 2035 года. Ожидается, что будет построено 10 ледоколов, 14 портов и терминалов, 141 транспортное судно ледового класса, на орбиту будут запущены 12 спутников, и будет создано четыре аварийно-спасательных центра МЧС.

Путин призвал не экономить на развитии Севморпути

Как рассказал на совещании президента РФ с членами правительства РФ глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, грузопоток по СМП вырос с 4 млн тонн в 2014 году до 34 млн тонн в 2022, в пять раз превысив рекорд советского времени. По его словам, с учетом Северного завоза, транзитных потоков и прочих грузов, стоит задача к 2026 году обеспечить провозную способность на уровне 100 млн тонн, и 200 млн тонн к 2030 году.

"Чтобы стимулировать перевозки по Севморпути внутри России, в 2022 году мы вместе с Росатомфлотом запустили регулярную каботажную линию между Мурманском и Камчаткой. Субсидировали тариф. Если загрузка первого рейса была всего 15% - грузоотправители тестировали новый маршрут; то второго уже 90%. В этом году рейсов будет три, количество портов захода расширено с 4 до 11, маршрут продлен до Владивостока", - сказал министр.

При этом по транзитным перевозкам в 2023-2024 годах ожидается корректировка целей, рассказал Чекунков. В то время, как ряд недружественных государств пытаются пересмотреть ранее заявленные планы по транзиту по СМП, наблюдается растущий интерес к использованию этого маршрута со стороны Китая, Индии, государств Юго-Восточной Азии, добавил министр.

Еще загрузить Севморпуть можно товарами с сильно перегруженного Восточного полигона. Власти уже давно разрабатывают план, как по рекам перевозить товары с железной дороги до портов СМП. В этом году Минтранс планирует организовать пилотый рейс и перевезти уголь из Кузбасса по Енисею через Красноярск и Лесосибирск до Дудинки. И дальше его транспортировать по Севморпути.

Но все равно едва ли сегодняшняя политическая ситуация позволит сделать СМП большим международным транспортным коридором между Европой и Азией, как альтернативы для европейских и азиатских компаний - пути через Суэцкий канал (через него проходит более 1 млрд тонн грузов в год) и в обход Африки. Впрочем, и в прошлых планах развития СМП такая возможность рассматривалась, как не основная, хотя для стран Северной Европы, Китая, Японии и Южной Кореи такой маршрут представлял бы интерес. Но сейчас в деле загрузки СМП нам рассчитывать приходится только на свои силы.

Ученые предупреждают о возможных тяжелых ледовых условиях на Севморпути летом

Грузопоток наших товаров по СМП превышает запланированный, но в 2022 году он, по-видимому, немного снизился относительно 2021 года, когда через СМП прошло 34,85 млн тонн грузов. В 2024 году показатель рассчитывают увеличить более чем в два раза, до 71 млн тонн. Эти цифры взяты не с потолка, а с учетом строящихся проектов, но многие из них были связаны с инвесторами из недружественных стран и зависят от иностранных технологий.

Еще один важный момент связан с тем, что пока основная часть товаров пока идет через западную часть СМП. Только сжиженного природного газа (СПГ) в 2022 году с проекта "Ямал СПГ" в Европу по СМП было отправлено 14,65 млн тонн (по данным Kpler). Более того, известно о российских поставках СПГ в Азию, которые отправлялись по западному маршруту. До декабря 2022 года в Европу также отправлялась наша арктическая нефть, а до февраля 2023 года - нефтепродукты. И эти поставки также шли не по восточной части СМП.

Сейчас стало очевидно, что СМП для России станет действительно выгодным маршрутом, только когда начнется круглогодичная навигация в восточном направлении. Возить нефть с "Восток Ойл" или уголь "Северной звезды" в Китай через Европу будет долго и дорого. Сейчас навигация в восточном направлении доступна с середины июня по середину ноября.

СМП станет действительно выгодным с началом круглогодичной навигации на восточном направлении

Глава "Росатома" Алексей Лихачев на днях сообщил о совместных с "Новатэком" планах по открытию круглогодичной навигации в восточной части СМП с начала следующего года, а это означает, что уже СПГ с Ямала сможет поехать в Азию не в обход всей Европы. Также Лихачев сообщил, что "Росатом" прорабатывает с российскими компаниями возможность переброски морских перевозок отечественной нефти с портов Балтики на СМП.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Дмитрий Чернов, самое главное в этой идее, отсутствие каких-либо санкционных рисков, связанных со страховкой судна. То есть если говорить о поставках в Китай, то загрузка СМП должна быть рентабельной даже при дополнительной оплате фрахта ледокола. Но, например, маршрут до Индии короче через Суэцкий канал почти в два раза, 7,7 тыс. миль вместо 14 тыс. миль, в данном случае использовать этот маршрут будет нерентабельно, считает Чернов.

Около 85% жителей России хотели бы больше знать об Арктике

При этом, как сообщил РГ источник в отрасли, нефть и нефтепродукты через СМП гонять пока нечем. Нужны танкеры серьезного ледового класса, а их ради трех месяцев навигации строить вряд ли выгодно и точно небыстро. Это Новатэк для себя строил газовозы ледового класса, но в основном в Южной Корее и это заняло несколько лет.

С другой стороны, такие суда сейчас уже строятся в России. А для их безопасной работы на маршруте необходим постоянный мониторинг ледовой обстановки по маршруту СМП. Да, на орбиту планируется вывести нашу новую спутниковую группировку, но большую часть данных мы продолжим получать с иностранных спутников. А в сегодняшних реалиях это не самый надежный план.

По словам заведующего лабораторией "Спутникового мониторинга криосферы Земли" ИКИ РАH Василия Тихонова, арктические регионы, в разное время суток и в разные сезоны, бывают недоступны для наблюдений в видимом и инфракрасном диапазонах (такие спутники мы выводим на орбиту - РГ). То есть эти спутники бесполезны полярной ночью и при сплошной облачности. Арктика 70% времени покрыта сплошными облаками. Перспективным для мониторинга СМП является микроволновый диапазон, данные которого не зависят от освещённости поверхности и состояния атмосферы. Это, в первую очередь, активный прибор, который называется "локатор с синтезированной апертурой" - SAR с высоким разрешением - 1 метр, а такжe микроволновый радиометр для создания общей картины поверхности арктического региона. У него низкое разрешение, около 10-20 км. У нас есть специалисты, которые могут обрабатывать эти данные, но нет спутников, несущих такие приборы. Для постоянного мониторинга СМП необходимо порядка трёх SAR и двух микроволновых радиометров на разных спутниках. У нас на орбите работал только один микроволновый радиометр, но сейчас он вышел из строя, и нет ни одного SAR, уточняет эксперт.

Работа власти Экономика Минвостокразвития