23.05.2023 00:01
Экономика

Большинство малых и средних банков могут исчезнуть за 10 лет

Текст:  Роман Маркелов
Концентрация банковского рынка в России будет непрерывно нарастать, а малые и средние банки не смогут оставаться конкурентоспособными в своих клиентских и продуктовых нишах.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Таким образом, абсолютное большинство малых и средних банков в России могут исчезнуть за ближайшие десять лет из-за повышения конкуренции со стороны крупнейших банков, которые активно продолжают внедрять цифровые технологии и повышать качество обслуживания. Об этом говорится в новом исследовании компании "Яков и Партнеры" "Банковский сектор России - подготовка к новой реальности".

Как отмечается в исследовании, несмотря на более чем двукратное сокращение общего количества банков за последнее десятилетие и значительную консолидацию банковского сектора, в России все еще действуют свыше 300 финансовых организаций среднего и малого размера.

Совокупный объем их активов составляет 25-30 трлн рублей. Это примерно 18-22% от суммарной величины всего российского банковского рынка.

По мнению авторов исследования, наибольшим рискам подвержены средние и малые корпоративные банки, для которых характерны высокая концентрация кредитного портфеля на одного заемщика и слабое покрытие операционных расходов комиссионными доходами.

Банки и госкомпании хотят штрафовать за использование иностранных мессенджеров

"Снижение качества риска ключевого заемщика повлечет за собой увеличение резервов и падение процентных доходов, что наряду с низкими комиссионными доходами может привести к существенным убыткам. Чтобы ответить на этот вызов, банкам нужно внедрить новый подход к формированию бизнес-модели и повысить внутреннюю эффективность, приняв целый ряд мер", - указывают в компании.

В частности, следует пересмотреть классические методы деятельности, ориентированные на продукты, в пользу "клиентоцентричных", начать повсеместно применять инструменты продвинутой клиентской аналитики для рисковых и безрисковых продуктов, преобразовать клиентские пути для различных услуг, внедрить новые метрики, а также создать продвинутые системы CRM (customer relationship management, способ управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов - "РГ") и дэшборды, формирующие всесторонний портрет клиента ("360 градусов"), перечисляют авторы исследования.

"Указанные мероприятия помогут повысить транзакционную активность клиентов и диверсифицировать кредитный портфель. Эталоном в этом отношении традиционно считается модель, в рамках которой все операционные расходы банка покрываются безрисковыми транзакционными доходами, а отношение прибыли от рисковых продуктов к прибыли от безрисковых составляет 60 к 40%", - говорится в исследовании.

Тенденции по сокращению доходов населения, цифровизация банковских услуг, мега-игроки в лице маркетплейсов и будущее внедрение цифрового рубля Центробанком тоже могут создать проблемы средним и малым банкам-монолайнерам. Чаще всего это организации, которые специализируются на беззалоговых потребительских кредитах и получают довольно низкие комиссионные доходы от повседневных операций (либо вовсе не имеют подобных доходов). "Повышение транзакционной активности в ходе повседневного банковского обслуживания приводит к увеличению остатков клиентских средств на текущих счетах, что снижает стоимость фондирования. Опыт многих банков показал, что средняя сумма остатков на одного клиента напрямую зависит от количества совершаемых операций", - отмечают авторы исследования.

Доходы кредитных монолайнеров более чем на 85% зависят исключительно от выдачи кредитов и платежей по ним. Если экономическая активность и оборачиваемость кредитного портфеля снижаются, то подобным банкам грозят немалые риски убытков. Им следует существенно перестроить бизнес-модель и начать развивать транзакционные продукты, чтобы ослабить зависимость от кредитного бизнеса, советуют аналитики компании.

В России активно развивается детский банкинг. Что о нем надо знать?

"Учитывая наши оценки, опыт прошлых кризисов и нынешнюю ситуацию, можно ожидать, что в следующие 10 лет от 65 до 80% малых и средних банков исчезнут. Крупнейшие банки продолжат внедрять цифровые технологии и повышать качество обслуживания. Как следствие, концентрация банковского рынка только повысится", - говорится в исследовании.

Позиции крупных игроков будут усиливаться, поэтому малые и средние банки не смогут оставаться конкурентоспособными в своих клиентских и продуктовых нишах. Крупные банки будут расширять региональное присутствие там, где сильны локальные игроки. В результате средние и малые компании могут быть поглощены более крупными или самостоятельно уйдут с рынка, говорят аналитики компании.

"Поскольку банковский сектор является системообразующим, подобные риски имеют общеэкономическое значение. Наш анализ бизнес-моделей средних и малых банков показывает, что размер дополнительной ежегодной прибыли, которую такие организации могут получить в случае трансформации и усовершенствования бизнес-моделей, составляет 300-400 млрд рублей. Таким образом, чтобы сохранять позиции и развиваться в новых условиях, всем средним и малым банкам теперь жизненно необходимо выстраивать иной вектор развития", - отмечается в исследовании.

Банки