Сегодня в России на предупредительную надпись о том, что чрезмерное употребление спиртного вредит здоровью, отводится не менее 20% этикетки или контрэтикетки. Также на спиртном есть напоминание о том, что алкогольные напитки не следует употреблять беременным женщинам, людям с заболеванием нервной системы и т.д., напоминает директор ВЭД "Татспиртпрома" Шамиль Камаев. Так что можно сказать, что Европа скопировала у России эту практику, говорит глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
Камаев отмечает, что в прошлом году в стране уже обсуждалась инициатива разместить иллюстрации последствий употребления спиртного на этикетках. Но большинство экспертов сошлись во мнении, что использование подобных изображений может уменьшить площадь для нанесения обязательной информации о маркировке или сделать ее совсем нечитаемой.
Что касается импорта, то в России такую этикетку на ирландской продукции мы не увидим, считает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. Во-первых, наверняка на внутренний и на внешний рынок будут делаться разные этикетки. Во-вторых, два главных экспортных продукта Ирландии - виски Jameson и пиво Guinness - находились в портфеле компании Pernod Ricard, которая приняла решение покинуть российский рынок.
Опыт размещения "страшных" картинок на продуктах, потребление которых желательно ограничить, в России есть. С 2010 года на пачках сигарет стали печатать крупным шрифтом предупреждения о вреде курения. А с 2013 года добавилось размещение неприятных фотографий, наглядно демонстрирующих последствия вредной привычки. Оказалось, это действительно работает. В 2017 году специалисты НМИЦ терапии и профилактической медицины провели исследование, чтобы выяснить, насколько эффективны антитабачные меры. Опрос показал, что 78% курильщиков замечали предупреждения на пачках сигарет, 85% вчитывались в их содержание. Почти 62% участников опроса признались, что стали задумываться о вреде табака, 51% - об отказе от курения. 40% испытывали от вида пачки раздражение или дискомфорт, 21% порой отказывались от очередной сигареты, а около 9% прятали сигареты в футляр, чтобы не видеть картинку.
"Такая визуализация последствий злоупотребления психоактивными веществами, влияющими на состояние сознания (алкоголь, сигареты, и т.д.) может остановить от чрезмерного употребления тех людей, кто не склонен к зависимости в клиническом смысле, - пояснила "РГ" клинический психолог медтехкомпании "Доктор рядом" Олеся Толстухина. - Условно говоря, снимая стресс, или оказавшись за праздничным столом, здравомыслящий человек сможет вовремя остановиться. Но для людей, кто уже зависим от алкоголя, никакие стикеры и страшные картинки ничего не изменят, так как включен механизм привыкания, вещество уже является частью метаболизма в организме, и человек физически страдает от нехватки определенных веществ. По-настоящему зависимый человек может лучше других рассказать о вреде алкоголя или наоборот, будет отстаивать свою правоту, ссылаясь на один из мифов про то, как это "полезно для здоровья", а эти стикеры - просто чей-то заговор".