23.05.2023 10:58
Воронеж

Как чувствует себя гостиничная сфера в новых реалиях

Текст:  Андрей Михайлец (исполнительный директор Независимого гостиничного альянса)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №110 (9055)
Минувший год произвел на все экономические сферы России эффект шоковой терапии, и гостиничный бизнес не стал исключением. При этом новые условия открыли перед предпринимателями массу возможностей, что подтверждается статистикой: за минувший год объемы гостиничного рынка РФ увеличились на 5,7 процента. Рассмотрим, как себя чувствует сфера после потрясений.
Читать на сайте RG.RU

Зарубежные гиганты сферы онлайн-бронирования: Expedia, Airbnb, Booking, в последние годы завоевавшие значительную долю рынка, - покинули Россию. После этого обнажились проблемы гостиничного бизнеса: работа на входящем потоке, отсутствие стратегии ценообразования, непродуманное позиционирование и т. д. Статистика говорит, что раньше отели получали от процентов клиентов по онлайн-каналам, а некоторые доводили число до 90 процентов. Теперь же приходится действовать другими путями: искать российские аналоги, развивать собственные сервисы и отделы продаж, продумывать стратегию сбыта.

Помимо сервисов рынок покинули зарубежные гостиничные сети: IHG, Marriot, Hilton, Hyatt, Kempinski, Four Seasons и другие. Некоторые приостановили строительство новых объектов - например, Accor. При этом действующие отели в большинстве случаев не закрываются, а меняют вывеску и переходят к российским управляющим компаниям с частично или полностью сохраненным персоналом. Как посчитали в CORE.XP, речь идет примерно о 50 отелях с общим фондом около 12 тысяч номеров.

С одной стороны, это шанс для отечественных компаний перенять высокие стандарты и развить собственную инфраструктуру. С другой - теперь отсутствует обмен опытом, нет доступа к системе международного бронирования и глобальным контрактам с крупными зарубежными клиентами корпоративного сегмента.

При этом статистика фиксирует рост количества туристических поездок по стране. Так, если в 2021 году путешествовали 56 миллионов человек, то в 2022-м - уже 62 миллиона. Показатели практически вернулись к доковидным. Конечно, результат достигнут за счет внутреннего туризма, поскольку количество иностранных гостей сократилось за год с 3,5 миллиона до 200 тысяч человек.

Фиксируется рост количества турпоездок по стране

Не последнюю роль сыграли стимулирующие проекты федерального уровня (например, "Туризм и индустрия гостеприимства") и кешбэк от Ростуризма. Можно получить льготный кредит на строительство и реконструкцию отелей, грант на развитие турпроектов в регионе, поддержку при обустройстве модульных гостиниц или вернуть часть потраченных на отпуск средств.

В каршеринге появились туры по городам России: куда и за сколько можно уехать из Москвы

По данным "Авито", в первом полугодии 2022-го спрос на покупку отелей и гостиниц вырос на 57 процентов. Подобную статистику отмечают и в консалтинговых агентствах. Так, в Commonwealth Partnershi заявили об увеличении на треть интереса со стороны инвесторов к готовому гостиничному бизнесу. В регионах популярными оказались небольшие гостиницы и глэмпинги, в больших городах - крупные отели.

На фоне повышенного спроса эксперты информируют об актуальных трендах. Сегодня клиентов гостиниц интересуют "гиперперсонализация" предложений, забота об экологии, возможности удаленной работы, знакомство с местной культурой и кухней, оздоровительные программы. Как показывает практика, хороших результатов удается добиваться сетям с развитым отделом продаж. Чем эффективнее его работа, тем безболезненнее преодолевается кризис.

Воронеж