Чтобы показать, что народные промыслы - это не просто старье из деревенского чердака или бабушкиного сундука, - кураторы объехали всю страну. От Вологды до Торжка, от Городца до Оренбурга, где пуховые платки. Отсмотрели двадцать тысяч диковинных экспонатов, каждый из которых помнит больше, чем энциклопедии. Увы, в музейное пространство московской выставки вместилось лишь 500 из них. И если кто-то думает, что мода и Россия вещи несовместные, - его надо вести сюда: развеять заблуждение.
"Договоримся сразу: модный и красивый не всегда одно и то же, - сходу предупреждает куратор выставки Ирина Аргеландер. - Красивую вещь в России принято оценивать не только внешне, главное всегда внутри, за кадром".
А за кадром - кропотливый труд мастеров и мастериц. На предприятиях, входящих в список "народных художественных промыслов России", по сей день всё делают вручную. Иначе - это подделка. Рубахи, платья, сумочки, часы, серьги, даже расписные сноуборды (гжель и палех) делают не для музеев - на продажу.
В каждом предмете - корневая философия. Не просто птички, олени и солнышки, не только узорчики-ягодки - код народной души. В одном из залов - красота от городецких золотошвей. Не сразу разглядишь в пестром узоре… гранат. А это символ плодородия, успеха. А у торжокских золотошвей на сумочках и поясах свой символ - роза с "фирменными" усиками, завитками и бутонами. Узоры как поэма о России. Линии тонкие и утолщенные - как перепутья рек и дорог, скрещенья судеб. В центре мироздания красный цветок, как знак любви- без этого не загорится солнце. Торжок вышивал в советское время для Средней Азии тюбетейки - такие золотые нити братства.
Ходишь по этим промыслам, как на экскурсии по розам. Вот Павлопосадские платки - здесь розы алые, бордовые на прорисованном белом фоне, как розы на снегу, - про нестерпимость чувств. А розы чайные и белые - любовь невинная и чистая. По этим вот узорам, ромбам и цветам на пестрых вышивках еще лет сто назад умели вычитать про девушку самые важные подробности, которые теперь не сыщешь в соцсетях, - хотя, казалось бы, там любят обнажаться и разоблачаться. В узорах зашифровывали трудолюбие, благополучие семьи и даже - сколько девушка хотела бы детей.
На выставке представлены сорок промыслов, и все они находят способ сделать русские мотивы - модными. "Свирское кружево", бренд молодой: мастерицы вяжут крючком по старинным северным рисункам: скандинавы нервно закурили бы в сторонке. Строчевую вышивку села Холуй недавно возродили - сарафаны с беломорскими узорами на выставке развешаны, будто бы в воздухе парят. Такая вольная душа!
Устроитель выставки, руководитель центра "Свой путь" Юлия Быба уверена: "Все в мире стремится к унификации, и самые успешные глобальные проекты охватывают магазины по всему миру - а модное по-настоящему лишь то, что вытаскивает глубоко личное, народное, национальное".
По 25 эскизам победителей конкурса молодых дизайнеров и модельеров пошили платья, сарафаны, костюмы, сумки - их показали во дворе Музея декоративного искусства, среди цветущей сирени, на фоне классической усадебной архитектуры. Здесь же, на деревянном помосте, манекены с шедеврами Юдашкина и других именитых российских дизайнеров стояли как напоминание о том, что "все это следует шить". Красиво шить не запретишь. Русскому нужен мир - как миру нужно русское.
Выставка "Культурный код. Наследие. Мода"