- В обычной школе у ребенка будет больше возможностей для развития и общения. А нам это необходимо в первую очередь! Нам нужно, чтобы ребенок не растерялся в магазине, в транспорте, - поясняет Евгения, мама 7-летнего Азата.
Евгения прекрасно понимает: сегодня нет возможности отправить сына в обычный класс. А вот отдельно организованное учебное пространство, но в общей среде - оптимально. В школе N 97 "Гармония" у младшего звена свой корпус, места достаточно.
- Наша задача - создать условия не только для обучения, но и для социализации этих детей, - добавляет директор школы Ахтам Чугалаев. - Класс отдельный по простой причине: необходимо специфическое оборудование. Здесь будет и спальня: таким деткам нужен дневной сон.
Отдельно организован только учебный процесс. Все остальное - столовая, перемены, праздники - будет общим. И 1 сентября на общешкольную линейку восемь "солнечных" первоклашек пойдут вместе со всеми. Родители не питают иллюзий - адаптация вряд ли окажется простой, а стереотипы придется ломать еще не раз. Но прятать своих детей они не собираются.
Елена Жернова, директор центра помощи родителям детей с аутизмом, Челябинск:
- Самая важная цель инклюзии - включение в обычную жизнь. Нужна очень большая работа взрослых. И большая ошибка - возложить все только на учителя, нужны специалисты. Нужно детям объяснять, как правильно себя вести, с родителями проводить беседы. Создать инклюзивную "подушку безопасности", иначе задуманный проект пропадет.