Напомним, что СКИФ сооружается в Новосибирской области в рамках национального проекта "Наука и университеты" и во исполнение Указа Президента России. Это один из крупнейших в России за последние десятилетия проектов в области научно-исследовательской инфраструктуры. На его создание выделено 37,1 миллиарда рублей.
СКИФ ждут ученые самых разных профессий - физики, и химики, биологи и материаловеды, генетики и фармакологи. С его помощью, например, определяют элементный состав вещества, изучают свойства новых материалов, исследуют быстропротекающие процессы, расшифровывают структуру белков и многое другое.
Строительство СКИФ идет полным ходом, оно должно быть завершено в 2024 году, но в проекте было единственное "белое пятно" - так называемый клистрон. Он обеспечивает необходимую мощность, создавая ускоряющее поле. Ранее подобные устройства производили только в Японии, США и Франции. Их планировали закупить для проекта СКИФ у одной из японских фирм. Однако контракт по понятным причинам был разорван. И тогда российские ученые Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН разработали отечественные клистроны. На установке уже достигнута проектная мощность, институт приступил к изготовлению первых серийных приборов.
Это позволит создавать линейные ускорители электронов и позитронов высокой энергии собственными силами, полностью исключив импорт.
- Прорывные научные проекты во всем мире напрямую связаны с установками класса "мегасайенс". Именно поэтому сегодня, в Десятилетие науки и технологий, разработка клистрона станет важным заделом при обеспечении технологической независимости нашей страны. Важно понимать, что потенциальных зарубежных заказчиков еще больше, поскольку производителей таких устройств в мире мало, - прокомментировал пуск установки глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.