В этом конкретном случае важно рассматривать Илона Маска не только как индивидуального предпринимателя, пускай и очень крупного, а скорее как выразителя мнения определенной группы американских бизнесменов, работающих прежде всего в области высоких технологий, которые, очевидно, не хотят разрывать отношения с Китаем и смотрят на емкий местный рынок как на часть своего большого бизнеса.
Дело в том, что последние несколько недель в США ведутся активные дискуссии относительно того, насколько американцы поступают правильно, когда пытаются полностью заблокировать поступление в Китай современных технологий и принудить американских бизнесменов уйти с китайского рынка. Поэтому не исключено, что Илон Маск - это один из представителей неконсервативного звена.
Интерес Маска к Китаю понятен. С одной стороны, едва ли не половина машин Tesla реализуется на китайском рынке. В Шанхае стоит основанный в 2019 году, накануне начала пандемии коронавируса, завод этой компании. Там производится более миллиона автомобилей в год. При этом Маск уже объявил о планах построить дополнительное предприятие, на котором будут выпускать еще около 400 тысяч машин. Предполагается, что все они будут реализовываться на китайском рынке.
Китайские потребители готовы покупать готовые машины. В связи с этим у Илона Маска есть много конкурентов на этом рынке. В том числе известная компания BYD, которая формально находится в той же самой нише, что и Tesla. Эта корпорация может продавать машины чуть дешевле и, как считается, с не менее успешными технологиями. А учитывая, что китайцы во многом любят свои технологии, то здесь у Маска есть некая опасность частично упустить китайский рынок.
Не исключены контакты Илона Маска с китайскими представителями по освоению космического пространства. Этот американский бизнесмен неоднократно размещал в своем Twitter сообщения о Лунной программе Китая. Напомню, что КНР собирается высадить экипаж на Луне в 2030 году. Для Маска окупаемость проекта Space-X, может быть, через Китай или совместно с Китаем тоже является крайне важным вопросом. И в целом необходимо понимать, что США, несмотря на антикитайскую кампанию, сохраняют рациональный подход к взаимодействию с Пекином.
В свою очередь в Китае подчеркивают, прежде всего, на встрече министра иностранных дел КНР Цинь Гана с Илоном Маском, что любые американские бизнесмены, у которых есть что принести на местный рынок, будут приняты в Поднебесной на самом высоком уровне, а их инвестиции будут защищены. Если рассуждать о том, чего больше в этом визите - политики или экономики, могу с уверенностью сказать, что в данном случае это одно и то же.
Илон Маск славится своим противоречивым имиджем. Обычные граждане Китая относятся к нему как к технофрику. Но это вполне укладывается в китайское понятие о современном бизнесмене. Образ этого американского предпринимателя в известной степени перекликается с одним из богатейших людей КНР Джеком Ма.