31.05.2023 11:54
Культура

Есть iDEA: как сделать цифровой театр живым и эмоциональным

В рамках международного фестиваля цифрового театра OnLIFE iDEA Fest прошел спектакль Василия Березина "Бродячая. Бездомная. Дохлая собака". В основу положен рассказ А.П. Чехова "Каштанка". Главную роль исполнила известная актриса Роза Хайруллина. Увидеть постановку можно на официальном YouTube-канале фестиваля из любой точки России и мира.
/ Пресс-служба OnLIFE iDEA Fest
Читать на сайте RG.RU

О том, как зародился OnLIFE iDEA Fest, будущем цифрового театра и объединении людей средствами культуры IPQuorum пообщался с президентом фестиваля Яной Балачевцевой.

- Нынешний фестиваль уже третий. А как появилась идея обратиться к цифровому театру?

- Наше решение стало результатом процессов, происходивших в мире. У меня свое коммуникативное агентство - Marketing Division. Мы работаем в разных направлениях: организовываем мероприятия, занимаемся обучением персонала, развиваем корпоративную культуру. Когда началась пандемия, мои сотрудники, привыкшие путешествовать по миру, работать в самых разных уголках, в одночасье оказались не у дел, в четырех стенах и были вынуждены ходить даже за хлебом по QR-коду. Моя задача как руководителя была помочь ребятам не опустить руки. Тогда мы стали устраивать постановки в формате читок, затем это переросло в Zoom-спектакли. Это был способ собраться вместе хотя бы онлайн, пообщаться, поделиться мнениями. Наши постановки очень хорошо подействовали на команду, и в результате мы стали первым агентством, собравшим для клиента большую digital-конференцию на 5000 человек. Тогда-то наши клиенты и захотели попробовать на своих коллективах этот инструмент, особенно те, у кого сотрудники работали в разных городах и странах. Мы стали делать для них постановки, устраивали фестивали, приглашали к обсуждению экспертов. Из этого опыта в конце 2021 года родилась идея запустить международный фестиваль цифрового театра.

- Смотр начался в апреле и продлится до конца июня. На что стоит обратить внимание?

К северу от бабушкиного сундука: как Александра Гапанович переосмысливает традиции прошлого в современной моде

- Мы играем уже третий сезон. И каждый раз экспериментируем. Первый сезон сам по себе был экспериментом. Так что мы пошли довольно простым путем и делали только моноспектакли. Во втором мы начали делать спектакли с большим количеством артистов. Третий сезон и вовсе густонаселенный. Например, в спектакле "Эзоп. Лисица и виноград" кипрской команды занято порядка 20 человек. Часть сцен сыграно вживую, часть - записана заранее.

Если говорить о репертуаре, то этот сезон посвящен любви. Мы постарались собрать спектакли, где говорят о любви, исследуют ее разные ипостаси. А потому мы представляем не только отношения мужчины и женщины, но и любовь к тому, что делаешь, любовь к свободе и так далее.

Отмечу спектакль "Найти Агату" по пьесе Нины Мазур, где Конан Дойля сыграл Александр Филиппенко. Интересная постановка по Ивану Бунину "Косцы". Очень ждем "Бродячую. Бездомную. Дохлую собаку", где в главной роли занята Роза Хайруллина.

- Фестиваль международный. А каково соотношение иностранных и российских участников?

- Мы стараемся соблюдать баланс между российскими и иностранными участниками. Например, у нас есть спектакль из Азербайджана - "Кроткая" по Достоевскому в режиссуре Руслана Кутлыева. Узбекистан представлен постановкой по мотивам "Оркестра" Жана Ануя. Спектакль "Я люблю и любима" делают Фатима Режаметова и Левон Узунян.

- Насколько трудно привлечь театральную публику, ведь все-таки театр - это в первую очередь живое искусство?

- Нужно понимать, чем наш формат отличается от того, что, скажем, предлагалось в пандемию. Обычная трансляция ведется с двух-трех камер. Они выставляются на общий, средний и крупный планы. Затем запись собирают и монтируют. Мы работаем по-другому. Мы в принципе меняем то, как актер взаимодействует со зрителем. Он играет не на зал, а конкретно на зрачок видеокамеры. И благодаря разнообразным техническим приемам, которые в данном случае используются, получается уникальный продукт, а зритель начинает чувствовать эмоциональную подключенность к показанному материалу. То есть посмотреть постановку записи с трех камер и посмотреть OnLIFE-постановку - это разные вещи, и эта разница выражается в глубине эмоций и чувств, которые испытывает и зритель, и артист при создании спектакля. Для того чтобы понять разницу, нужно посмотреть самому.

Федор Попов: Большинство молодых режиссеров делает свой первый фильм очень личным

- Полагаете, цифровое искусство может быть столь же эмоциональным, как и живой театр?

- Конечно, я уверена в этом на 100%, иначе бы не стала этим заниматься.

- Какова же сейчас ваша аудитория? Как много людей подключается к просмотрам?

- Сегодня OnLIFE-формат пользуется популярностью, во "ВКонтакте" наши показы собирают до 60 000 человек. В YouTube наша аудитория составляет более 10 000 человек, так как реклама там сейчас невозможна. Но, по статистике, нас смотрят зрители из 52 стран мира. Так что у нас все еще впереди по количеству просмотров.

- На какие средства существует проект?

- Мы существуем на инвестиции предпринимательского сообщества. Также только что мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив на реализацию проекта "Островский. OnLIFE: сквозь время и расстояние". Стриминговое театрально-разговорное шоу с показом спектаклей театров от Калининграда до Сахалина.

- Чего бы вам хотелось добиться и каким вы видите проект в ближайшее время?

- Собственно, наша цель, ради чего всего это затевалось, - предоставить шанс зрителям, живущим в отдалении от культурных центров и не имеющим возможности часто посещать театры, увидеть все в режиме реального времени. Мы видим своей миссией именно объединение людей вокруг тех ценностей, которые мы можем транслировать с помощью цифрового театра. Уверена, проект будет развиваться, а количество зрителей - расти. И если сейчас нас смотрят десятки тысяч зрителей, то в скором времени это будут сотни тысяч. Мы надеемся, что со временем каждую нашу постановку будет смотреть не менее миллиона человек. Вот это будет хороший результат.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Театр Актуальное искусство