31.05.2023 11:58
Экономика

К северу от бабушкиного сундука: как Александра Гапанович переосмысливает традиции прошлого в современной моде

В апреле в столице прошли маркеты Московской недели моды. В мероприятии приняли участие 700 брендов из 69 городов России. Свои коллекции на площадках семи столичных торговых центров и на Тверском бульваре разместили Radical Chic, Sasha Gapanovich, Measure, 1377, ZA_ZA, BITTE_RUHE, IT"S PERSONAL, Surovaya, COME AMO, PLNB Jeans, SHIN BRAND, ABZAEVA, FRONT и многие другие российские марки. Проект организован при поддержки Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Агентства креативных индустрий, благодаря чему аренда торгового места и кассовое обслуживание были предоставлены дизайнерам на безвозмездной основе.
/ Фото предоставлено брендом Gapanovich
Читать на сайте RG.RU

В этом году в Московской неделе моды принял участие бренд Sasha Gapanovich. В одежде этого бренда раскрывается душа настоящего Русского Севера. Дизайнер Александра Гапанович переосмысляет традиции прошлого через тенденции современности моды. Вещи от Sasha Gapanovich насыщены пронзительной ностальгией, но не теряют своей актуальности.

- Когда вы впервые заинтересовались модой?

- Мне кажется, что почва была заложена еще в детстве. Моя мама - технолог швейного производства, и я много времени проводила у нее на швейной фабрике. Мы много ходили по цехам. Она мне говорила: "Сходи, повыбирай тряпочки, которые тебе нравятся. Мы тебе из них сошьем какое-нибудь платье, какое тебе понравится". Я выбирала, а мамины подруги шили мне платье из таких кусочков.

Но осознанное желание стать дизайнером во мне разбудил конкурс, на который я попала в 17-18 лет. В то время я только поступила в училище, и меня направили на наш мурманский фестиваль. В то время он проходил в формате творческого вечера в ночном клубе, на котором собрались единомышленники и устроили такой вот конкурс.

В Москве стартовал бесплатный образовательный курс для лидеров креативного бизнеса

Когда я впервые увидела, как дизайнеры представляли свои работы, как модели двигались по подиуму, по всему моему телу прошли мурашки. Даже сердце заколотилось! Эти коллекции были из старых, бросовых и переработанных материалов. Вещи создавали из дисков, из мешков, пакетов - из всего, что дизайнер захотел использовать! Мне так это понравилось. Во мне проснулись эмоции, амбиции! Я помню, как подумала: "Я могу и хочу так же". Хочу стать дизайнером одежды, участвовать в таких конкурсах и хорошо делать свою работу.

После этого конкурса я начала думать об участии в нашем, мурманском, фестивале "НаМОДнение". В то время я чувствовала себя неуверенно как самостоятельная единица, поэтому работала в тандеме. Мы назывались группа "Воздух". Жюри нас раскритиковало. Но я понимала, что это был мой первый опыт, поэтому решила не опускать руки. Критика жюри повлияла на меня очень конструктивно. И на следующий год мы взяли Гран-при с новой коллекцией! Поехали в Москву, чтобы принять участие в конкурсе "Кадры индустрии моды" проекта "Экзерсис", где коллекция заняла четвертое место.

- Какой была ваша работа над созданием собственного бренда?

- Хотя дизайном я занималась давно, в 2019 году почувствовала потребность получить дополнительное образование. Мне не хватало глубины, понимания, что именно я хочу транслировать. Поэтому я взяла обучающий курс в онлайн-академии брендинга и дизайна Metrics. Там я разбиралась с ДНК бренда, ценностями, концепцией. Изучала маркетинговые стратегии. Именно там я вошла в состояние творческого потока, погрузилась в процесс. Разобралась в себе, поняла, что именно хочу транслировать аудитории. Я создала коллекцию, которая впоследствии получила грант на участие в неделе моды Mercedes-Benz Fashion Week. С тех пор мой бренд стал набирать обороты по узнаваемости, получать приглашения в интересные проекты.

- В описании вашего бренда сказано, что для вас важны темы "связи поколений" и "наследия предков". Как они пришли к вам?

- Для меня прошлое - это огромный источник вдохновения. Его можно и нужно изучать. Это дает мне опору - и в работе, и в жизни вообще. Когда ты знаешь свои корни, бережешь их, несешь в себе и передаешь следующему поколению. Это очень важно. В первую очередь, я говорю о поколениях внутри семьи. Все вещи, которые я создаю, - это мой личный детский опыт. Запах и фактура березового сундука, в который бабушка прятала от нас конфеты. Солома. Трава. Поле. Ситцевые платья. Все, что видела у бабушки в деревне, у родителей своих друзей, я транслирую в своей одежде. В формах, в объемах, в использованных тканях. Я сознательно немного нарушаю фактуру, состариваю ее, чтобы создать ощущение, как будто эту вещь достали из бабушкиного сундука.

Смешение фактур, смешение актуальных и трендовых вещей с ностальгическими дает мне возможность внедрить традиционный крой в современность. Свою идею я стараюсь преподносить немного завуалированно. Люди все равно считывают элементы чего-то русского и традиционного. В этом, наверное, смысл. Взять за источник вдохновение прошлое, пропустить это через себя и переложить на современное поле.

Такие мелочи и формируют связь между поколениями. К сожалению, в моей жизни были потери близких людей, которых уже невозможно увидеть и вернуть. С помощью вещей я их вспоминаю. Мне бы очень хотелось, чтобы так же, через вещи, обо мне вспоминали и мои дочки, когда меня не станет.

Мои покупатели, люди, которым нравится мой бренд, часто говорят: "Это было у моей бабушки. Она использовала такие ткани!", "Это так душевно и тепло!", "Это похоже на искусство".

- Также вы упоминаете "культуру народов Севера". Что именно вас вдохновляет в ней и как вы работаете с первоисточниками?

- Для меня Север - это таинственность и загадочность. Непостижимость, тишина и глубина. Меня всегда может вдохновить какая-то поездка, другая страна, другая культура. Мой Север отражен в многослойности. Я из Мурманска, где очень холодно, и в детстве мы надевали чепец, под чепец - еще чепец, рукавички, рейтузы, колготки, шерстяные носки, перчатки, шарф, пальто, в котором ты упадешь и не встанешь от тяжести.

- Видела Вашу коллекцию "Наслоения", созданную в коллаборации с Российским этнографическим музеем. В ней вы исследовали саамские костюмы.

- Для меня это одна из самых любимых работ. Она была создана в рамках проекта с FrontFashion и этнографическим музеем Санкт-Петербурга. Мы познакомились с Ольгой Михайловской и Евгенией Филипповой... Они дали мне возможность принять участие в этой коллаборации наряду с другими дизайнерами. Нас никак не ограничивали в идеях, но при этом очень хотели помочь.

В Санкт-Петербурге мы изучали архивы, посещали лекции, вдохновлялись экспозицией. Помню, как в самый первый день я зашла в музей, где заметила костюм одного из саамских племен. Это был военный костюм, защитный и глухой. Он состоял из деревянных дощечек, которые заходили друг на друга, как бы наслаиваясь. Получался такой панцирь, через который ты как будто не мог пробиться. Этот костюм стоял у меня перед глазами - и всё. Почему-то я зациклилась именно на нем, хотя вокруг было множество других прекрасных экспонатов. Эти дощечки были еще такие отшлифованные - от времени, от северного ветра, от соли, от воды. Они были такими гладкими, что даже звук при их движении у меня визуализировался.

Я взяла этот элемент за основу и назвала коллекцию "Наслоения". Эти наслоения я искала везде: культуры, эпохи, традиции, люди. В природе есть те же наслоения, где одно проникает в другое. В итоге получилась коллекция со стегаными, большими вещами, с принтами, которые отсылают к вещам из бабушкиного сундука.

Эта коллаборация стала знаковой для моего бренда. Через нее со мной познакомилась широкая аудитория.

Цифровые юристы расскажут о влиянии нейросетей на интеллектуальное право

- У вас были другие похожие проекты?

- Недавно у меня состоялась еще одна коллаборация с Елецкими кружевами. Это спецпроект VOICE, который выйдет в специальном печатном выпуске журнала 20 мая.

Взаимодействие с молодыми дизайнерами помогает народным промыслам, таким как Елецкие кружева, интегрироваться в современность, заинтересовывать людей и показывать немного иной взгляд на эти вещи. Дизайнеры могут сделать это частью своего мышления и своей одежды.

- Вы приняли участие в Московской неделе моды. Какие впечатления у вас остались от этой программы?

- Это уже второй мой маркет на Московской неделе моды. В первый раз я получила колоссальную обратную связь от покупателей.

Для меня это возможность показать свой бренд, познакомиться с живой аудиторией, пообщаться, рассказать о себе и своих коллекциях.

Люди, которые впервые знакомятся с моей одеждой на маркете, через общение со мной могут понять и прочувствовать мои идеи, узнать, что я транслирую, потрогать и ощутить вещи, приобрести. Это, конечно, самый идеальный вариант, когда знакомство заканчивается покупкой! Но и общение - тоже очень важно. Оно вдохновляет и дает силы действовать дальше.

Так что впечатления самые лучшие. Если у меня будет возможность, я обязательно буду участвовать во всех дальнейших проектах Московской недели моды.

- Чем такие мероприятия, как Московская неделя моды, могут помочь молодым российским дизайнерам?

- Это одно из самых больших, значимых, глобальных и ценных событий, которые происходят в российской fashion-индустрии. Без него не будет развития! Это возможность для дизайнеров презентовать себя. Первая возможность показать свою коллекцию на площадке Московской недели моды стала для меня восторгом и большим потрясением.

Это очень важно! Я желаю всей команде, которая занимается Московской неделей моды, сил, энергии, не сдаваться и не опускать руки. За вами - множество людей, которые рассчитывают и надеются на вас.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

Бизнес