"Каменный цветок"открылся всего два года назад, но успел засветиться в новостях - и даже не раз. Сначала похоронщики устроили шумную вечеринку по случаю открытия, пели-плясали и жарили шашлыки среди ритуальных принадлежностей. Затем жители расположенной рядом деревни Кучино выяснили, что крематорий построен без проведения публичных слушаний, и обратились в прокуратуру. Жаловались люди и на то, что при строительстве ритуальщики забыли предусмотреть парковку, поэтому катафалки паркуются прямо на деревенских улицах, мешая проезду другого транспорта.
А вот в Балашихе крематорий никому не мешал. Он открылся еще в 90-е годы прошлого века и содержал колумбарий, в котором покоятся останки многих местных жителей. К тому же услуги "Честного агента" обходились дешевле, чем такие же в расположенном неподалеку государственном крематории. "В феврале хоронили родственника. Государственный крематорий запросил 50 тысяч рублей. В частном тот же пакет услуг обошелся в 30 тысяч", - рассказывает жительница Балашихи Елизавета Савеных. Выручка "Честного агента" за прошлый год составила 682,6 миллиона рублей.
Официальная причина, по которой закрыты и "Каменный цветок", и "Честный агент", - законодательная коллизия. Крематорий - это место погребения, а они, как говорит закон, могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Суд в Балашихе обратил внимание еще и на такой момент: в любом крематории периодически образуются невостребованные урны с прахом. Когда умирают лица без определенного места жительства, одинокие старики, люди, которых не удается опознать, их предпочитают кремировать, чтобы не занимать дефицитную подмосковную землю. Если за год урну с таким прахом никто не истребовал, она должна быть захоронена государством. Но из "Честного агента" никто и никогда не обращался к государственным ритуальщикам.
Теперь юридические коллизии устранены. А балашихинцы в соцсетях рассуждают о том, что "Честный агент" пал жертвой очередного передела похоронного рынка. Люди считают, что цены на кремацию в регионе в итоге еще подрастут, ведь конкурентов у государственных крематориев больше не осталось. "Ситуацию мог бы поменять новый федеральный закон о похоронном деле, в котором ритуальная сфера официально становится государственно-частным партнерством. В новой редакции закона говорится о том, что за землю и коммуникации в похоронном деле должен отвечать муниципалитет, а все услуги нужно отдать бизнесу. Тогда будет конкуренция и посильные цены", - рассказали "РГ" в ассоциации похоронной отрасли. Правда, закон этот был внесен в Госдуму уже год назад, а когда его примут, до сих пор непонятно, но, по крайней мере, он есть. Частные крематории какое-то время еще будут продолжать работать. Придется передавать муниципалитету колумбарий, а это процедура небыстрая.