- Мы приехали к вам сразу после окончания конкурсной программы. Открываем фестиваль спектаклем "Сирано де Бержерак" МХТ имени Чехова, вернемся в июне с постановкой Льва Додина "Братья Карамазовы", а в следующий раз - осенью. Название, площадку и даты объявим позднее, - рассказывает Наталия Яневская, руководитель региональной программы "Золотой маски".
Интрига сохраняется. Правда, известно: среди вероятных гостей - Пушкинский и Александринский театры.
А в конце мая на сцене театра драмы два дня давали "Сирано". Заслуженный артист РФ Игорь Золотовицкий, который играл графа де Гиша, на пресс-конференции хотел пригласить зрителей на спектакль, а потом вспомнил, что билеты давно распроданы. Да, на "Золотую маску" надо собираться заранее!
Те, кто так и поступил, увидели Юрия Чурсина в заглавной роли. Поэт и воин "порхал, как бабочка, и жалил, как пчела", пока жизнь (и бревна, сброшенные злодеями) не раздавили его. Актеру не стали приклеивать бутафорский нос - никто, кроме самого Сирано, не видит его уродливым. Но видят бесстрашным и вспыльчивым, нежным и беспамятно влюбленным - в нее, прекрасную Роксану в исполнении Ани Чиповской. Актриса поет, фехтует, ездит на мотороллере, при этом убедительна в каждой реплике. И опять несовпадение того, кем мы считаем себя и как нас воспринимают окружающие: нам показали сильную женщину с яркими чувствами, которую боготворят, но недооценивают.
Еще одну тему - взаимоотношения поэта и власти - режиссер Егор Перегудов постарался вывести на передний план. В финале неожиданно для зрителей звучат имена творцов, загубленных в 30-х годах в нашей стране, немного прямолинейно, но убедительно доказывая, что во все времена всем Сирано грозит реальная опасность.
- Сегодня зрителю не хватает таких историй - очень четких, ясных. Когда мы обращаемся к классике, находим совпадения с сегодняшним днем. И все эмоции, которые может театр дать, есть в этом спектакле. Я его очень люблю, - признается Игорь Золотовицкий.
Рядом с маэстро на сцене играли его ученики, студенты школы-студии МХАТ.