21 (9) мая 1823 года в маленькой комнатке на первом этаже двухэтажного дома полномочного наместника Бессарабской области генерала Инзова стоящий на пороге 24-летия петербургский поэт, сосланный на далекую окраину империи, раскрыл большую тетрадь в кожаном переплете и, сильно нажимая гусиным пером, вывел наверху: "9 мая". А потом написал:
Мой дядя самых честных правил
Он лучше выдумать не мог
Коль уважать себя заставил
Когда не в шутку занемог
Подумал и цифрами расставил строки в том порядке, в котором их сейчас знаем мы. Александр Пушкин понимал, что он приступает к чему-то значительному, превосходящему все то, что он до сей поры написал - и летучие петербургские стихи, собственно, подведшие его под ссылку, и ярко-экзотические южные поэмы, уже вознесшие его в положение "первого поэта России", но еще сам не знал, что это будет. Но почему Пушкин так жирно выделил "9 мая"? Для нас сейчас это очень важная дата. А для него? Для него тоже. Двумя годами ранее он записал в дневнике: "9 мая. Вот уже ровно год, как я оставил Петербург".
Можно не сомневаться: через два года он помнил об этом вынужденном "оставлении". Но теперь, после восхитительных крымских путешествий с Раевскими и после восторженно встреченных южных поэм, он дозрел до того, чтобы описать блестящую жизнь той последней для себя петербургской зимы 1819-1820 годов - потому что он по ней все еще тосковал, но уже от нее отделился. Объективно говоря, ссылка в Кишинев была далеко не безрадостной. Жизнь в недавно присоединенном городе, тогдашнем "плавильном котле" юга империи, была пестрой и бурной. Но Александру, очевидно, не хватало морозной пыли, которой серебрится бобровый воротник пролетающего по улице богача, катенинской пробки в потолок и Истоминой, кружащейся в балетной постановке его "Кавказского пленника".
Так появилось "...начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено". "Всякий волен судить о плане целого романа, прочитав первую главу оного", - иронизирует дальше "издатель", то есть сам Пушкин, в предпосланном этой первой главе предисловии в первом ее издании. Но дело в том, что ни начиная в мае 1823 года работу над этой первой главой, ни закончив ее в октябре, поэт еще и сам не знал плана романа. И не мог знать. Потому что не знал совпадения, что 150 спустя в своем комментарии к "Евгению Онегину" выискал Набоков: "Когда наш поэт приступил к созданию ЕО, Александр Тургенев, его неизменный друг и покровитель, писал из Петербурга Вяземскому, что граф Воронцов только что назначен генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии и что он, Тургенев, надеется на перевод Пушкина в Одессу, к месту службы Воронцова".
"Перевод" в тогдашнюю столицу юга России действительно был получен совсем скоро. Но главное - из Одессы Пушкин стараниями того самого Воронцова все-таки попал - так и хочется написать "загремел" - в Михайловское, где уже по-взрослому познакомился с барышнями из соседнего Тригорского - что и придало "Евгению Онегину" тот вид, в котором мы его читаем и изучаем.
Пушкинский утренник, 6 июня, Главная сцена, 11:00
Директор Государственного музея им. А.С. Пушкина Евгений Богатырев, шеф-редактор портала "Год Литературы" Михаил Визель, заместитель главного редактора "Российской газеты" Ядвига Юферова, певец Сергей Волчков, музыкант Павел Кашин, телеведущая Оксана Федорова расскажут о ценности наследия Александра Пушкина и прочитают избранные стихотворения поэта.
Прочесть всей страной роман в стихах "Евгений Онегин" - безумная идея. Но несколько лет назад "РГ", портал ГодЛитературы.РФ и Государственный музей им. А.С. Пушкина рискнули.
География проекта объединила 33 региона России и 21 страну мира. Видеокнига "Евгений Онегин" - пятичасовой марафон, включающий более 200 чтецов. Весь роман от первой до последней строки прочли заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, музыканты Петр Налич, Александр Ф. Скляр, летчик-космонавт Андрей Борисенко, режиссер Николай Коляда, актеры Алексей Гуськов, Юлия Пересильд, Максим Аверин, Полина Агуреева и многие другие.
Подготовила Анастасия Скорондаева