Сегодня профильным образованием в старших классах уже никого не удивишь, но мы решили приобщать детей к выбору будущей профессии с основной школы. Суть проекта в том, что еще в пятых-шестых классах учителя начинают выявлять интересы детей, подсказывают, направляют. А к седьмому классу ребята должны сами сделать выбор, что им ближе - точные науки, естественные или гуманитарные.
Ранняя профилизация - это не просто лишний час математики, биологии или английского. Учителя стараются увлечь ребят выбранными предметами с помощью реальных исследований, занимательной внеурочной деятельности. Вся работа строится на стыке науки и неизведанного, что очень интересно детям.
Чтобы ученики могли действительно проводить настоящие научные исследования, пришлось создать хорошую экспериментальную базу с современным оборудованием и наладить тесное сотрудничество с вузами и предприятиями-партнерами. В результате сегодня у нас в муниципальной школе действуют кафедра инженерной подготовки Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, площадки по робототехнике и работе с квадрокоптерами, лаборатория искусственного интеллекта. Есть лазерные, цифровые фрезерные станки.
Мы оснастили лаборатории так, чтобы учащиеся не только осваивали теоретические знания, но и получали практические навыки. Например, в лаборатории химического анализа дети проводят исследования на уровне генома, делают ПЦР-тесты, выращивают грибы и микроклональные растения. На автоматизированной сити-ферме проводят сложные опыты с растениями, а потом высаживают полученную рассаду в "умной" теплице. Ребята выращивают огурцы и помидоры не просто для того, чтобы получить урожай, - для них это в первую очередь учебная, проектная и научная деятельность.
В качестве примера можно привести несколько совместных научных проектов с Томским государственным университетом. Ученые вуза проводят исследование картофеля на стрессоустойчивость по гранту Российского научного фонда в нашей "умной" теплице вместе со школьниками. Также ребята занимаются реинтродукцией маральего корня - известного эндемика Сибири, ареал которого сегодня сокращается. Вместе с ботаниками ТГУ они получают в лаборатории устойчивые виды маральего корня, а затем будут высаживать его в естественную среду. Благодаря таким практическим работам школьники учатся что-то делать своими руками - без этого сложно воспитать профессиональные кадры.
В этом году мы выпускаем первых одиннадцатиклассников, которые занимались по программе ранней профилизации полные пять лет. Большинство из них решило поступать в вузы по своему профилю. У девятиклассников то же самое - дальнейшее направление обучения в старшей школе или в техникумах и училищах, как правило, совпадает с их профилизацией. Но самое главное, что у ребят не возникает проблем с выбором. Плюс в высшие и средние учебные заведения они идут уже подготовленными к научной и к практической деятельности.