Вы родились в легендарном Порт-Артуре на военно-морской базе СССР в семье морского офицера. Кто приобщил вас к чтению?
Сергей Степашин: Да, мой отец - военно-морской офицер, а мама родилась в Ленинграде. Она - блокадница, и ей сейчас 95 лет, дай ей Бог здоровья! Отец был читающий человек, очень образованный. Помню, когда он приходил из похода, а я еще маленький был, он мне читал рассказы Виталия Бианки и сказки Пушкина. Особенно я любил "Сказку о попе и работнике его Балде". В четыре года уже читал сам. После демобилизации мы приехали в Ленинград. Там у моей бабушки была хорошая библиотека, и я в ней читал все, что в руки попадало. Подростком мечтал стать военно-морским офицером, как отец. У нас в семье не было ни одного "очкарика". Я оказался единственным, потому что в детстве читал ночью с лампочкой под одеялом. Вот и посадил зрение. Так что военно-морским офицером не стал...
А как вы возглавили Российский книжный союз?
Сергей Степашин: Когда я сложил с себя обязанности премьера, мне позвонили Михаил Лесин и Владимир Григорьев, которые тогда руководили министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации. Оно было создано, когда я стал премьер-министром. Говорят: хотим создать Книжный союз. Это был 1999 год - празднование 200-летия Пушкина. Я возглавлял оргкомитет юбилея, и мне написали пышные речи, которые я должен был произнести в Москве и в Михайловском. Но я плюнул на них и вслух читал стихи Пушкина. Вот так все и сложилось.
В Москве книжный фестиваль проходит на Красной площади, а в Петербурге - на Дворцовой. Это - сакральные места. Во всех странах книжные ярмарки обычно проводятся в экспоцентрах...
Сергей Степашин: Первый фестиваль "Красная площадь" прошел в 2015 году. Идея принадлежала Владимиру Григорьеву и Михаилу Сеславинскому. Мне показалось, что идея отличная! "Красная площадь", с одной стороны, несколько милитаризирована, являясь местом для военных парадов. А с другой - это погост, кладбище, где находится Мавзолей Ленина и похоронены виднейшие советские политики. Вроде бы несовместимые вещи. А книжный фестиваль придает площади еще какие-то новые смыслы. Наверное, мы страна такая - стараемся объять необъятное.
В ГУМе состоялась пресс-конференция IX Книжного фестиваля "Красная площадь"Когда родилась эта идея, многие были против. Говорили: ничего у вас не получится. Это Кремль, ФСО, проверки, ну какой может быть книжный фестиваль! Но Владимиру Путину идея сразу понравилась. Кстати, он - читающий человек, знаю это не понаслышке. Решение было принято, и теперь фестиваль проводится каждый год, несмотря на все катаклизмы.
Главное, что все регионы приезжают в Москву показать свои книги. Около 100 тыс. книг ежегодно презентуется, участвуют более 400 издательств. И людей много приходит, где-то в среднем 200-300 тыс. Когда была пандемия, вокруг "Красной площади" развернулась настоящая борьба: проводить - не проводить? Тогда ведь книжные магазины были все закрыты. Но "Красная площадь" благодаря усилиям Роспечати и Российского книжного союза все равно состоялась.
На "Красной площади" в этом году уже в 7-й раз будет вручаться премия молодым писателям "Лицей" имени А.С. Пушкина. Вы возглавляете ее наблюдательный совет. Финансовую поддержку оказывает южнокорейская компания Lotte. Как вы думаете: откуда в Южной Корее такой интерес к Пушкину?
Сергей Степашин: Корейская нация очень мелодичная, поэтому из всех русских писателей им ближе всего Пушкин, хотя Толстого и Достоевского они тоже любят. И еще Пушкина очень любят японцы. В этом году мы впервые проводим на Дальнем Востоке международную книжную ярмарку-фестиваль и приглашаем на нее и японцев, и корейцев, и китайцев, и вьетнамцев. А еще в августе мы запускаем литературный поезд Санкт-Петербург - Владивосток, с остановками и выступлениями писателей.
Сейчас многие страны отказываются от культурного сотрудничества с нами. Как вы относитесь к явлению "отмены русской культуры"?
Сергей Степашин: Это дикость, никогда такого не было! Даже после Октябрьской революции, когда Советская республика оказалась "в кольце врагов". Но это не касалось ни писателей, ни композиторов. Да, некоторые эмигрировали, кто-то возвращался. Молодые советские писатели выезжали за границу к Горькому в Сорренто. Маяковский и Есенин гастролировали в Америке. И при Ленине, и при Сталине культурный обмен с Европой и США был. Сегодня они сами себя обедняют.
В этом году отмечается много писательских юбилеев, но, наверное, самые заметные из них - 155-летие Максима Горького и 130-летие Владимира Маяковского. Когда-то они считались столпами советской литературы, а в 90-е годы их чуть ли не пытались "отменить" как идеологически навязанных. Что вы об этом думаете и как относитесь к возвращению в школьную программу "Молодой гвардии" Александра Фадеева и "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого?
Сергей Степашин: Попытка "отменить" Горького и Маяковского - это большая глупость. Конечно, Маяковский - фигура трагическая. Как и Горький, воспевший Соловки, хотя до этого был самым жестким критиком репрессий большевиков, я имею в виду его "Несвоевременные мысли". Трагические фигуры, но это не отменяет их величия как писателей.Что бы ни говорили о "Молодой гвардии", там описано то, что было на самом деле. И это очень сильное произведение. То же можно сказать о повести Бориса Полевого. Маресьев - реальная фигура летчика, который совершил личный нравственный подвиг и смог летать на боевых самолетах, лишившись обеих ног. Так что правильно оба произведения возвращают в школьную программу. Как правильно и то, что в ней остается Александр Солженицын. Я же сказал: мы - необычная страна. Умеем объять необъятное.
В России интерес к чтению падает...
Сергей Степашин: Я с вами не соглашусь. Вот цифры. По статистике, в 2013 году было 43% читающих людей, сейчас - 57%. По данным ВЦИОМ, в начале 2000-х годов количество детей, прочитавших первую книгу в семье, было 7%. Сейчас - под 40%. По количеству читающих детей до 12 лет мы занимаем одно из первых мест в мире.
Бумажная книга вытесняется электронной и аудиокнигами. У вас нет ощущения конца эпохи Гутенберга?
Сергей Степашин: Помните фильм "Москва слезам не верит"? Там есть персонаж, который работает в кино и говорит, что скоро театра не будет, а потом уходит в телевизионщики и утверждает, что телевидение покончит с кино. Сейчас театры не только в Москве и Петербурге, но во всех регионах, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, переполнены зрителями, причем в основном - молодыми людьми.
Также мы когда-то думали, что библиотеки больше не нужны. А сейчас они прекрасно работают не только в столицах, но и в глубинке. А в малых районных городах еще и являются единственным местом встречи культурных людей.
Во многих крупных городах есть прекрасные книжные магазины, где не просто продаются книги, но проходят ежедневные встречи читателей с писателями. Я называю это "театром книги". Например, такой "театр" есть в Иркутске.
Печатная книга никогда не умрет. Те, кто читает "живую" книгу, это другие люди, у них по-другому мозги работают. Кстати, по человеку сразу видно: читает он или нет. Это заметно по тому, как он мыслит, как говорит.
Есть только одна проблема - цена книги. Я больше 20 лет бьюсь за то, чтобы с печатной книги сняли НДС. И ввел это бремя на книгу Михаил Касьянов, будучи премьер-министром. Хотя, поверьте, бюджет не заметит потери бойца.