Как рассказал инициатор этих поправок, зампредседателя Мосгордумы Степан Орлов, действующий сейчас штраф был утвержден еще в 2011 году и с тех пор составляет 1000 рублей. "Более десяти лет штрафные санкции на зайцев не менялись", - говорит он, отметив, что цена билета в общественном транспорте за это время повышалась несколько раз. Между тем около 15 процентов пассажиров не платят за проезд. "Кто-то забывает, кто-то злостно уклоняется от транспортных расходов, - продолжает Степан Орлов. - Основные зайцы в столице - молодые мужчины, половина из которых граждане России".
Председатель комиссии по транспорту Общественной палаты Москвы Сабина Цветкова добавила, что штраф за безбилетный проезд в Москве еще и один из самых низких в стране. "Мы столкнулись с тем, что многих нарушителей правил оплаты проезда он не пугает". В результате ущерб, нанесенный бесплатными поездками городскому бюджету, достиг уже более 3,5 миллиарда рублей в год.
Мнения, что штрафы нужно повышать, придерживаются и те, кто ведет борьбу с безбилетниками, - контролеры ГКУ "Организатор перевозок". По данным пресс-службы ведомства, если в 2018 году каждую неделю они в среднем выявляли по 1,5 тысячи безбилетников, в 2021 году - по 4,5 тысячи, а в первом квартале этого года контролеры уже ловили более чем по 11 тысяч неплательщиков за неделю. При этом далеко не каждый оштрафованный спешит погасить долг. На одного из таких "зайцев" подали в суд: он умудрился скопить штрафов за безбилетный проезд 50 тысяч рублей!
Что еще стало очевидно? Большая часть зайцев предпочитают бесплатно передвигаться на наземном транспорте. Эксперты связывают это с отсутствием турникетов. В автобусах и трамваях их сняли в 2018 году. Они, конечно, сдерживали часть безбилетников, но в то же время доставляли неудобства другим пассажирам: войти в автобус или трамвай можно было только в переднюю дверь. Вопрос о возвращении турникетов, рассказали "РГ" в детрансе, не рассматривается. А вот увеличение штрафа считают так же объективно необходимым, причем не ради наказания за безбилетный проезд, а скорее с целью повышения культуры оплаты проезда.
Принятый депутатами закон должен вступить в силу в течение 14 дней после того, как его завизирует мэр. Кстати, помимо повышения штрафа за безбилетный проезд, Мосгордума одобрила и повышение штрафа за неправомерное использование льготной карты для проезда с 2,5 тысячи рублей до 4000 рублей.