В конце прошлой недели Салливан заявил о готовности США без предварительных условий вести диалог с Россией об "управлении ядерными рисками и разработке рамок контроля над вооружениями после 2026 года", когда истечет срок действия двустороннего Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Возможные параметры будущих договоренностей он также увязал с ядерными силами Китая. По словам Салливана, американцы даже готовы к многостороннему диалогу по этой тематике, включая формат постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, Великобритания, Китай, США и Франция).
Но в Москве указали, что подход Вашингтона игнорирует базовые причины нынешнего кризиса в этой сфере, главная из которых - открыто враждебный курс США против России и разрушение американцами многих элементов системы контроля над вооружениями.
"Это очевидная попытка преподнести позицию США в более привлекательном для международного сообщества виде, чем она на самом деле на сегодняшний день сформирована", - указал Рябков, добавив, что в предложениях Вашингтона отражен настрой "на сохранение и укрепление американского превосходства в некоторых сферах с претензией на полное доминирование". Салливан, к слову, подтвердил обоснованность этой аргументации России, рассказав, что США в погоне за военным преимуществом в ближайшие десятилетия стремятся к "развитию передовых неядерных возможностей", включая гиперзвуковое оружие, боевые технологии в космосе и киберпространстве.
Одновременно с призывом к переговорам американская сторона сообщила, что с 1 июня прекратит передачу России данных о своих системах, подпадающих под ДСНВ, и отзовет визы российских специалистов для проведения инспекций на территории США. В Вашингтоне заявили, что это сделано в ответ на приостановку участия в договоре со стороны России.
Рябков отметил, что Вашингтон заранее проинформировал Москву об этих мерах "в привычной манере выдвижения условий", но "языком ультиматумов разговаривать с РФ не получится". Замглавы российского МИД также заверил, что вне зависимости от решений США "наше решение о приостановке ДСНВ незыблемо". Он напомнил, что главное условие Москвы для возвращения к полноформатному функционированию договора - это "отказ США от фундаментально враждебной политики в отношении России".
Несмотря на приостановку ДСНВ, власти России заявляли о готовности придерживаться ключевых численных ограничений договора ради "предсказуемости и стабильности в ядерной сфере". Кроме того, Москва во избежание обострений сохранит отправку уведомлений о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок по договоренностям от 1988 года. США выразили готовность к аналогичным мерам, уточнив при этом, что делают акцент на повышении эффективности стратегических вооружений, а не увеличении их количества.