Кроме того, вице-премьер Александр Новак заявил, что наша страна продляет действие добровольного сокращения добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки также до конца 2024 года. По его словам, это является мерой предосторожности, согласованной со странами ОПЕК+, и Россия уже сейчас вышла на этот уровень снижения производства. Другие страны ОПЕК+ свои обязательства по добровольному сокращению добычи не продлевали, их действие заканчивается 31 декабря этого года.
Уровень общей добычи нефти стран ОПЕК+ до конца 2024 года скорректирован до 40,46 млн баррелей в сутки (без добровольных обязательств), сообщается в коммюнике ОПЕК. Целевой уровень добычи 2023 года - 41,86 баррелей в сутки (без добровольных обязательств). Помимо России в 2024 году уменьшены квоты добычи для Анголы, Конго, Экваториальной Гвинеи, Нигерии, Азербайджана, Брунея, Малайзии и Судана. Единственной страной, получившей право нарастить добычу в 2024 году, стали ОАЭ - на 200 тыс. баррелей в сутки.
Здесь можно было бы сказать, что Россию вынудили взять на себя весь груз будущего сокращения, но это будет неправдой. Нагрузка оказалась перераспределена. Саудовская Аравия в июле этого года на месяц дополнительно сократит добычу нефти на 1 млн баррелей в сутки. И не исключается возможность продления этой меры. Причем в 2023 году квоты добычи у России и Саудовской Аравии одинаковые - 10,48 млн баррелей в сутки, как и добровольные обязательства - 500 тыс. баррелей в сутки. Таким образом, в июле квота добычи Саудовской Аравии составит 9 млн баррелей в сутки.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, фактически саудиты берут на себя привычную им функцию балансировки рынка и будут "крутить вентиль" в соответствии с текущей рыночной конъюнктурой.
Саудиты обещают убрать больше нефти сейчас, а мы отдадим долг в 2024 году, уточняет глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Нам это выгодно. Цены нужно поднимать, дисконт российской нефти сокращать, а с учетом тех санкций, которые были приняты, проседание добычи с 10,48 до 9,8 или даже 9,3 (с добровольным сокращением) млн баррелей в сутки не выглядит драматичным. При добыче около 10 млн баррелей в сутки нашему бюджету нужна цена нашей нефти около 60 долларов за баррель. Сейчас она немного ниже, но дополнительные "социалистические" обязательства Саудовской Аравии помогут ее поднять до нужного уровня. А с учетом нашей добычи газового конденсата, которая не входит в расчеты ОПЕК, наше производство будет значительно выше 10 млн баррелей в сутки в 2023 году.
Резоны нефтяного королевства также понятны, бюджет страны по расчетам Мирового валютного фонда сверстан из цены североморской нефти - выше 80 долларов за баррель. Поэтому поднять цены с нынешних котировок Эр-Рияду просто необходимо.
По мнению Андрианова, действия ОПЕК+ приведут к росту цен на нефть, которые, вероятно, вернутся на ранее предсказанную траекторию, к отметке в 90-100 долларов за баррель. Но многое будет по-прежнему зависеть от состояния рынков США и Китая. В целом решение ОПЕК+ свидетельствует, во-первых, о том, что страны-члены скептически оценивают перспективы спроса со стороны ведущих экономик мира. А во-вторых, они готовы действовать на опережение, то есть проактивно реагировать на возможные изменения баланса спроса и предложения, фактически регулируя данный баланс, а не идя на поводу у стран-потребителей.
Также стоит учесть, что по факту страны ОПЕК+ продолжают сильно отставать от своих планов по добыче. В апреле они добывали почти на 2,6 млн баррелей в сутки нефти меньше, чем предусмотрено квотами соглашения. Новый план альянса ближе к реальности. Но поэтому же решение ОПЕК+ остается во многом декларативным. Оно способно создать необходимый для стран - экспортеров нефти новостной фон, но никак не изменить реальное соотношение спроса и предложения на мировом рынке.
Пожалуй, одним из главных итогов встречи ОПЕК+ в Вене можно назвать тот факт, что информационные вбросы о том, что один из лидеров соглашения - Саудовская Аравия не довольна дисциплиной выполнения своих обязательств по сокращению добычи нефти другого лидера - России, никак не повлияли на прочность сделки. А продление соглашения до конца 2024 года свидетельствует, что сделка остается крепкой и Россия остается ее значимым участником.