Работа над этим документом шла около года с участием научного и бизнес-сообщества. Обсуждали актуальную проблематику и на Урале. Например, Институт экономики УрО РАН запустил серию круглых столов, посвященных различным аспектам достижения технологического суверенитета - научным, отраслевым, территориальным. Какой вклад в обеспечение технологической независимости страны могут внести и уже вносят регионы? На этот вопрос попытались ответить участники последней дискуссии.
Интересен в этом плане опыт Евросоюза, где в мае 2022-го принята новая стратегия: она, так же как и российская концепция, нацелена на снижение зависимости от других рынков к 2030 году. Европейцы защищают свое технологическое пространство в первую очередь от конкурентов из бурно растущих Индии и Китая. С этой целью в мае 2023-го ЕС открыл финансирование проектов, связанных с развитием "инновационных долин". Речь идет об "умной специализации" регионов, уже обладающих определенными компетенциями. Однако, отмечает Александр Котов, ведущий научный сотрудник Центра пространственной экономики
РАНХиГС, деньги выделяются с обязательным условием кооперации, создания технологических альянсов, в которых регионы с ключевыми компетенциями являются ответственными за развитие совместных проектов. В частности, в приоритете водородная тематика, аддитивные технологии, аккумуляция электроэнергии.
- Евросоюз - за колоссальное углубление межрегионального сотрудничества, тогда как в России промышленная политика направлена на поддержку отдельных отраслей, - подчеркивает ученый.
Статистика показывает, что наш подход пока не обеспечивает серьезного эффекта. Так, если в 2006-2013 годах рост числа собственных разработок в России составлял 110,6 процента, то в 2014-2021-м снизился до 105,5. При этом страна в целом приобретает за рубежом не менее четверти ключевых технологий. Тревожит и тенденция снижения использования самых новых разработок и увеличения числа тех, которые созданы 3-5 лет назад. Кроме того, есть проблемы с инвестициями, без которых внедрение инноваций становится невозможным.
В региональном разрезе разница в инновационном развитии существенная, например, крупнейшим экспортером технологий в нашей стране оказалась Нижегородская область, а вот Тюменская, напротив, больше всех импортирует - на 9 миллиардов долларов в год. По мнению Котова, необходимо обеспечить более равномерное технологическое развитие субъектов РФ. Однако у принятой концепции вообще отсутствует региональный аспект.
- Я подсчитал: в этом документе 8635 слов, и только три раза употребляются слова "регион" или "межрегиональный", - обращает внимание экономист.
Впрочем, сочетание "региональный техсуверенитет" вызывает у ученых протест. И дело не только в том, что это недостижимо, а в том, что само понятие напрямую связано с национальной безопасностью и конкурентоспособностью страны: технологическая политика должна быть единой. Кроме того, специализацию регионов никто не отменял, и попытки создавать с нуля высокотехнологичные производства порой противоречат экономической целесообразности и порождают нездоровую конкуренцию территорий за инвестиции, размещение производств. Например, идея создать крупный центр испытаний продукции энергомашиностроения так и не была реализована, потому что несколько субъектов РФ безуспешно боролись друг с другом за это право.
- Чтобы избежать таких последствий, стоит вернуться к макропланированию в масштабах страны с учетом специализации регионов, логистики и т. д., - считает замдиректора Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.
При этом все участники дискуссии сходятся во мнении, что государство должно поддержать межрегиональное сотрудничество, например, выделив на это гранты. Такая кооперация обязательно даст экономический эффект, и речь не только о соседних субъектах.
- Можно принять много документов, но технологии развиваются лишь при решении реальных масштабных задач. Например, на закате СССР был проект многоразового космического корабля "Буран". При его создании в кооперации участвовали тысячи предприятий и научных организаций страны и были решены колоссальные технологические задачи в области материалов, двигателей, систем управления и другие, достигнуты огромные результаты в фундаментальных науках - физике, математике, химии. Только масштабные проекты способны инициировать развитие технологий, - убежден ведущий научный сотрудник Центра структурной политики Андрей Шориков. - В наше время в Китае за 10 лет успешно реализовали проект высокоскоростных железных дорог - при этом созданы новые технологии, произошли сдвиги в образовании. Можно обсуждать реалистичность проекта Илона Маска с Марсом, но колоссальный технологический прорыв уже есть, и развитие продолжится.
По словам доктора физико-математических наук, такие же масштабные проекты необходимы сегодня России, чтобы обеспечить технологический суверенитет и расцвет фундаментальных наук, на результатах которых базируются прорывные технологии. Кстати, при этом пойдет и развитие экономической науки, ведь организация производства и управление - важные условия успешной реализации таких проектов.