07.06.2023 07:00
Общество

Вузы России перейдут на новую систему образования к 2026 году. Какие изменения ждут студентов

Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Спецвыпуск: Высшая школа №123 (9068)
Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Проект стартует уже в этом году и продлится до 2026 года. Что изменится? Как будут поступать абитуриенты? Сколько учиться?
Для возвращения к базовой системе недостаточно просто снять академические шапочки. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Повсеместный переход на новую систему высшего образования в России запланирован на 2025 год. "Ключевыми, конечно, будут 2023-2024 годы. В 2026-м он завершается. Думаю, что массовый переход - это 2025 год", - отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Но уже в сентябре 2023 года в шести ведущих российских вузах обучение будет поставлено на "новые колеса". Участники "пилота" - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Магистратура вовсе не обязательный вектор в получении высшего образования

Новая система высшего образования - это три уровня: базовое высшее (от 4 до 6 лет - в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.), специализированное высшее - магистратура (от 1 до 3 лет - в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.). Обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим.

Третий уровень образования - аспирантура (адъюнктура). Это уровень профессионального образования, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров. Кто сможет поступить? Те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее пяти лет, или выпускники магистратуры.

Валерий Фальков: Магистратура будет не во всех вузах России

Как уверяют в минобрнауки, сама процедура поступления в вузы практически не изменится. "Речь идет только о разработанных новых программах и новых стандартах, но сама процедура приема для выпускников школ практически не меняется. Это не коснется ни ЕГЭ, ни льгот, ни преимуществ", - подчеркнул Фальков.

Если с поступлением после школы все более или менее понятно: ЕГЭ, дополнительные вузовские испытания - все по привычной схеме, то вот с поступлением в магистратуру точно будут "сдвиги". Во-первых, программы магистратуры будут не во всех российских вузах. "Не может быть магистратура реализована во всех без исключения российских вузах, как сегодня. От этого нужно уходить", - считают в министерстве. Поэтому будет не жесткий, но все же отбор научных и образовательных организаций, где появятся возможности и условия для магистратуры.

Кстати, по мнению главы минобрнауки, магистратура вовсе не обязательный вектор в получении образования. Более того, нужно сделать так, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.

Правила приема в магистратуру, по-видимому, также будут меняться в сторону более строгого контроля. Так как магистратура, или специализированное высшее образование, призвана обеспечить углубленную подготовку кадров, то доступ к этому уровню будет открыт не у всех.

2025 год станет решающим в переходе на новую систему высшего образования в России

До сих пор нередки были случаи, когда в магистры шли, что называется, "от фонаря". В новой системе высшего образования поступать в магистратуру смогут в основном те, кто получил "базу" по тому же или смежному профилю. Так что вряд ли гуманитарию получится поступить в магистры на "Инженерное дело".

Правда, для некоторых более универсальных специальностей, считают в министерстве, стоит сделать исключения.

Например, на специализированное высшее по профилю "Менеджмент" могут поступать выпускники с разной базой, а не только, к примеру, экономической. Потому что менеджмент - универсальная специальность. Или, например, направления из сферы так называемых креативных индустрий.

А вот в МИСИС решили отойти от понятия "профильная-непрофильная" магистратура, сделав фокус на междисциплинарности. Вуз - участник пилотного проекта, и его опыт может быть интересен коллегам.

"Все магистерские программы университета МИСИС готовят специалистов, способных решать комплексные задачи, - рассказал "РГ" проректор по образованию МИСИС Александр Волков. - Например, не просто металлургов или айтишников, но разработчиков цифровых решений для промышленных производств или создателей цифровых двойников. Поступить в такую магистратуру может бакалавр, закончивший как "прикладную математику", так и "металлургию". За время обучения студент получает дополнительные специальные знания, которые позволяют ему работать на стыке профессиональных областей, выполняя задачи, далеко выходящие за рамки компетенций узких специалистов. Все междисциплинарные магистерские программы мы открываем совместно с партнерами, ориентируясь на запросы бизнеса и рынка труда. Это позволяет готовить только тех специалистов, в которых реально нуждаются работодатели".

Комментарий

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования:

Ректор Московского Политеха рассказал о проектном обучении в вузе

- Новая система даст возможность гражданам дважды на бесплатной основе отучиться в вузе. Человек должен учиться в течение всей жизни. В XX веке была возможность один раз зайти и получить высшее образование. Сейчас, в XXI веке, у человека будет как минимум две возможности зайти в систему высшего образования: получить бесплатно сначала базовое, а потом специализированное высшее образование.

Сегодня часто противопоставляют бакалавриат и специалитет. Думаю, куда плодотворнее будет уйти от противопоставления в сторону обсуждения гибкости сроков обучения. Нужен баланс между фундаментальностью и применимостью знаний. При этом одна и та же программа может быть реализована в разные сроки. Это будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника.

Образование