Винни Пух, Чебурашка, Волк и Заяц, Умка, Котенок Гав - этих героев мы помним с детства. Но вряд ли кто знает о Люканиде и рыцарях-рогачах, воевавших с усачами в фильме 1912 года. А между тем, Уолт Дисней считал, что российский режиссер Владислав Старевич обогнал аниматоров мира на десятилетия.
...На одном конце выставки "Жить дружно!" на черно-белом экране короеды дерутся на дуэлях за прекрасную Люканиду, а на другом - под электронную музыку носятся разноцветные герои любимого современными трехлетками "Сказочного патруля". А между ними Волк охотится за Зайцем, Чебурашка строит дом, Кот Матроскин доит корову.
Эти и другие герои сошлись в центре выставки на "Фонтан дружбы мультфильмов". Само место подсказало устроителям идею использовать образ знаменитого фонтана, но вместо 16 фигур, символизирующих советские республики, здесь стоят главные герои нашей анимации.
Авторы выставки работали со всей скрупулезностью, извлекая из сказочных кладовых Центрального музея кино настоящие сокровища. Многое из выставленного на ВДНХ долгое время считалось рабочим материалом, но оказавшись на выставке, эти экспонаты предстали предметами подлинного искусства. И, проходя по залам, часто жалеешь, что не видел прежде, например, карандашные наброски Александра Петрова к "Старику и морю", психоделическую графику Юло Соостера к "Стеклянной гармонике", варианты образов Бок и Карлсона, созданные Анатолием Савченко.
Тут чувствуешь себя одновременно и на игровой площадке, и в классическом музее. Стена, окружающая раритеты "Аленького цветочка" и "Конька-Горбунка", выполнена в стиле русского терема, а подле нее стоят пеньки словно на этом месте рос волшебный лес - и вдруг пропал. А вот музей: мягко подсвеченный рисунок из "Варежки", с замотанным шарфом мальчиком и веселым пуделем, снабжен развернутой подписью ("Леонид Шварцман, гуашь, бумага, 1967"). Можно присесть, потрогать - или хотя бы просто посмотреть вблизи на Козленка, который умел считать до 10, или Удава из "38 попугаев". Причем это не муляжи, а оригинальные куклы, впервые покинувшие студии. Дети заглядывают в светящиеся окна выстроенных на полу многоэтажных домов, где жили герои фильмов, или нажимают на кнопку и слышат историю шедевров. Можно и не нажимать никаких кнопок, а просто послушать в наушниках написанные для мультфильмов мелодии Гладкова, Шнитке, Губайдулиной.
Александр Кармаев, продюсер выставки:
- Чебурашка это не просто существо с ушами - а набор ценностей. Он милый, наивный, со всеми дружит, из-за чего-то расстраивается. Анимация это искусство вне времени. Ее формы меняются, а смыслы остаются.