Об этом говорится в материалах спецдоклада "Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 года", сообщили в пресс-службе бизнес-омбудсмена.
"Информационные возможности проверки добросовестности контрагентов ограничены. Понятие "принятие необходимых и достаточных мер по проверке благонадежности" не содержит", - отметил Титов.
В докладе Уполномоченного предлагается внедрить на базе запущенного ФНС сервиса "Прозрачный бизнес" механизм, позволяющий налогоплательщикам получать гарантии признания мер по проверке благонадежности контрагента необходимыми и достаточными. Расширить информационное наполнение "Прозрачного бизнеса" до того объема, который ФНС считает необходимым и достаточным для проверки добросовестности. В частности, перенести в него данные, получаемые через АСК НДС-2, предпроверочный анализ и т.д.
Ввести так называемый "светофор" добросовестности контрагента (по аналогии с сервисом "Знай своего клиента" от Центрального банка): "добросовестный", "условно-добросовестный", "недобросовестный". Обновлять этот статус с определенной периодичностью.
Сервис должен сохранять и предоставлять историю "добросовестности" контрагента на любую заданную дату, говорится в спецдокладе.
В момент заключения сделки контрагент может быть добросовестным, но в последующие периоды может перестать быть таковым. Поэтому при проверке налоговый инспектор, заходя в систему "Прозрачный бизнес", независимо от текущего статуса контрагента, должен иметь возможность проверить его статус на дату сделки, которая подвергается сомнению или вызывает вопросы. И если на дату сделки контрагент находился в системе "Прозрачный бизнес" в "зеленой" зоне, должен быть установлен нормативный запрет на доначисление любых налогов по сделкам с ним, заключенным в соответствующий период.
"Критерии "светофора" должны быть прозрачными для бизнеса, - полагает Титов. - Это позволит налогоплательщикам перед заключением сделки обосновано принимать решение о начале сотрудничества. Более того, этот сервис позволит проводить самопроверку бизнеса, чтобы оценивать риски выездных и прочих налоговых проверок".
Разумеется, нужен прозрачный механизм реабилитации предпринимателей, которые признаны "недобросовестными" или "условно-добросовестными", добавил бизнес-омбудсмен.