Переживать есть из-за чего. В прошлом году жительница областного центра пострадала вместе с дочкой, катаясь на карусели. Они уже были готовы выйти из кабинки, как внезапно сработал пусковой механизм, и секция аттракциона начала вращаться. Вовремя остановить ее не смог даже подбежавший оператор - и все трое получили многочисленные травмы. Калининградка перенесла операцию, и до сих пор не может ходить на работу - просто физически. На судебные тяжбы с владельцем горе-карусели ушло больше года. Дело женщина выиграла и даже отсудила 620 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Подобные случаи происходят из-за недостаточного контроля за индустрией развлечений со стороны госорганов, убеждены эксперты. Особенно это заметно в небольших городах и поселках, куда часто заезжают владельцы "уставших" батутов и каруселей. Техническое состояние таких объектов оставляет желать лучшего, обслуживают их вчерашние школьники, а внятная документация и сертификаты, как правило, отсутствуют. Переломить ситуацию должна обязательная регистрация аттракционов, которая активно началась в регионе еще в прошлом году.
- С 2023 года нас наделили новыми полномочиями по надзору за технической безопасностью каруселей, батутов и другого развлекательного оборудования. Все документы для этого уже есть. Сейчас мы проводим профилактические мероприятия, осматриваем аттракционы, направляем владельцам соответствующие предостережения, - рассказал руководитель региональной службы Гостехнадзора Евгений Манцынов. - Ну и, конечно, продолжаем активно регистрировать карусели. На данный момент процедуру уже прошли 86 объектов, каждому из которых выдан отдельный регистрационный номер. Информация о проверенных аттракционах обновляется в режиме реального времени на сайте Гостехнадзора.
По внешнему виду специальный знак очень похож на номер автомобиля и представляет собой небольшую металлическую табличку. Довольно часто на ней размещают QR-код с информацией о пройденной проверке. Искать такой знак нужно при входе на аттракцион или непосредственно на его корпусе. Если табличка отсутствует, то лучше обойти аттракцион стороной.
В крупных городских парках отдыха проблем с регистрацией не возникает. Куда сложнее дела обстоят с муниципалитетами - там частников труднее контролировать. Уследить за ними непросто по объективным причинам. В нашей стране по-прежнему действует мораторий на проверки бизнеса, чем активно пользуются недобросовестные предприниматели. Штрафовать собственников Гостехнадзор банально не может - у ведомства связаны руки. Впрочем, этот факт не снимает с предпринимателей риска уголовной ответственности, если из-за неисправного аттракциона пострадают люди.
Понимают это и в правительстве Калининградской области, поэтому в муниципальные правила землеустройства и землепользования внесли изменения. Теперь работающие в городах и поселках предприниматели, помимо регистрации своих каруселей и батутов, должны обязательно получить разрешение местной администрации на их установку. Такая дополнительная проверка, по мнению властей, поможет снизить риски.
Каждому аттракциону при регистрации присваивают так называемую степень биомеханического риска. Обозначается она латинскими буквами RB и имеет градацию от высокой (RB-1) до низкой (RB-3). Владельцы каруселей и батутов должны подтверждать их техническое состояние в Гостехнадзоре не реже одного раза в год.
В Коми ребенок получил компрессионный перелом позвоночника, неудачно приземлившись с батута. Его мать подала в суд на парк отдыха и выиграла дело. В конце мая этого года женщине удалось дополнительно взыскать компенсацию морального вреда в размере 850 тысяч рублей. Администрация батутного парка отделалась штрафом в 320 тысяч рублей.
В Ленинградской области обошлось без ЧП, но процесс регистрации аттракционов в регионе заметно буксует. Пока официальную проверку прошел лишь 31 объект на весь регион. В планах у региональной службы Гостехнадзора - зарегистрировать еще столько же каруселей и батутов. Проблема заключается в том, что сезон уже стартовал.