"Аврора"
Пожалуй, это самый питерский по духу "толстяк". Его история ведется с июля 1969 года. С 2014 года у руля "литературного крейсера" встала Кира Грозная - известный петербургский прозаик и поэт, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга. В созвездии авторов побывали Василий Шукшин, Виталий Молчанов, Александр Городницкий, Захар Прилепин, Александр Мелихов, братья Стругацкие. В 2023 году как оммаж деятельности великого поэта-шестидесятника Андрея Дементьева журналом была учреждена премия для молодых творцов. Журнал публикует в "Дебюте" даровитых сетевых авторов, что ранее было трудно представить в изданиях с богатой историей. Так читатели познакомились со взрывной лирикой Полины Шибеевой, волшебными сказками Резной Свирели, житейскими историями Мальвины Матрасовой и рок-поэзией Александра (Сэро) Конькова. Если тираж в советское время превышал миллион экземпляров, то сегодня бумажную версию могут получить лишь 700 ценителей. Однако раскупленный на Книжном салоне-2023 за несколько часов спецвыпуск "Авроры" говорит сам за себя.
"Север"
Символ литературной Карелии издается с 1940 года. Его главный редактор Елена Пиетиляйнен - известный поэт, кандидат наук и общественный деятель. Благодаря ее усилиям на базе редакции журнала в Петрозаводском государственном университете была учреждена новая кафедра критики, публицистики и литературного редактирования. В 2023 году престижный конкурс журнала "Северная звезда" пройдет в 15-й раз. Среди поэтов, шагнувших в литературу со страниц "Севера" - Денис Балин, взявший "серебро" "Лицея", Екатерина Годвер - финалист "Филатов Феста", Полина Кондратенко, выигравшая один из призов "Гипертекста". Самая популярная публикация - роман Андрея Воронцова "Этрусское не читается". Тираж "Севера" - 1000 экз, а в Сети показатели стократно выше. Журнал дает полное представление о современных карельских мастерах пера, а также знакомит с творчеством маститых авторов со всей страны: Елены Крюковой, Ирины Соляной, Дмитрия Коржова и других.
"Перископ"
Флагманский проект издательства "Перископ-Волга" под руководством Евгения Кравца. Он посвящен синтезу "сетературы" с авторами академического толка, что кардинально отличает его от журналов старой гвардии. Под зеленой обложкой в духе Кандинского по-доброму соседствуют и неофиты, и мэтры: Ника Батхен, Вера Калмыкова, Нина Ягодинцева, Миясат Муслимова, Анна Гедымин. Примечательно, что в "Перископе" состоялась первая журнальная публикация поэта Солы Моновой, чьи онлайн-сообщества насчитывают свыше миллиона подписчиков. Тираж - 500 экз. Весенний выпуск напоминает каталог турбюро: поэтические переводы с языка коми соседствуют с "обрусевшим" Артюром Рембо; Ольга Балла-Гертман пишет об итальянском травелоге, а мини-обзор турецкой поэзии рядом с поэмой "Сибирская перезагрузка".
Prosodia
Главный редактор ростовчанин Владимир Козлов однажды задумал серьезно расширить аудиторию поэзии в России. И у него, поэта и медиаменеджера, это более чем получилось: сейчас аудитория Prosodia в Сети - более полумиллиона читателей в год. Журнал славится литературоведческими комментариями к творчеству своих авторов. Обычно их составляет сам Козлов, доктор филологических наук. Prosodia знакомит с поэтами, о которых вы вряд ли слышали в школе, а также публикует дайджест новостей литпроцесса. При журнале функционирует бесплатный семинар, но попасть на него из-за очереди затруднительно. Что касается звездных имен - сила Prosodia не в этом. Конечно, его авторы могут выиграть и "Лицей", как Сергей Скуратовский, но, по словам Козлова, миссия журнала - "видеть то, что надо было бы видеть". Например, поэта Таю Ларину, о которой пока молчат СМИ, но ее стихи говорят громко. Чего стоит одна фраза: "Мы пишем, пишем, пишем свою историю // И просто не успеваем ее читать"?
"Юность"
Когда главный редактор - депутат ГосДумы, проект просто обречен на успех. Под руководством Сергея Шаргунова журнал с советским прошлым переживает вторую юность. А уж если в редсовете Игорь Шайтанов, автор критического бестселлера "Дело вкуса"... Среди хедлайнеров же можно встретить знаменитого детского писателя Дениса Драгунского, мощного Германа Садулаева, автора канала "Хемингуэй позвонит" Егора Апполонова, соавтора текстов "Мельницы" Ольгу Лишину, литблогера Ивана Родионова. У "Юности" есть свое помещение под мероприятия в центре Москвы и премия имени Катаева для прозаиков. А на форзацах - полноцветные фотографии авторов, как будто это модный журнал. В каком-то смысле так и есть: профессиональная литература всегда была, есть и будет в моде.
Можно смело говорить о том, что у литературных журналов есть будущее: мы только что изучили их настоящее.
"Октябрь", "Знамя", "Новый мир"
Журнал "Знамя" под руководством главного редактора Сергея Чупринина публикует авторов от Игоря Волгина до Юрия Цветкова, не забывает и молодых, но попасть туда можно в основном через семинары, что непросто. В 2011-2016 годах печатал стихи министра экономического развития Алексея Улюкаева, впоследствии осужденного. Позиционирует себя как независимое издание и существует на средства подписчиков. Тираж - 1300 экземпляров.
"Октябрь" - журнал преимущественно либерального толка, открывший миру имена Саши Соколова и Сергея Довлатова. Выпускался до января 2019 года под началом Ирины Барметовой и был приостановлен на неопределенный срок. На тот момент тираж составлял 1000 экземпляров. Номера доступны в электронных архивах "Журнального зала" и библиотеках страны.
"Новый мир" - самый популярный литературный журнал советской эпохи, опубликоваться в котором было мечтой для многих. В нем публиковались такие всемирно известные авторы, как Иосиф Бродский и Чингиз Айтматов. В наши дни тираж - 2000 экземпляров, выходящих под надзором главного редактора Андрея Василевского.