Но сколько их, святых, в земле Российской просиявших? Оказывается, чуть более 4 тысяч имен. Если учесть, что не все святые еще официально канонизированы, а многие вообще нам неизвестны, то есть прославлены Богом, но не людьми, выходит целая небесная дивизия. Небесное воинство, охраняющее нас, живущих.
Особенно остро это заступничество за нас ощущается в тяжелую годину. Не стану приводить примеры из Жития святых о том, как чудом, по молитвам угодникам Божьим, спасались города и веси. Процитирую строчки из стихотворения Константина Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", написанные в ноябре 1941-го, после командировки на Западный фронт. Цензура не разрешила публиковать их в газете "Красная звезда", но тем ценнее они для нас - как акт искреннего прозрения.
- Как будто за каждою
- русской околицей,
- Крестом своих рук ограждая
- живых,
- Всем миром сойдясь,
- наши прадеды молятся
- За в бога не верящих внуков своих.
А в богослужении Дня всех святых, в земле Российской просиявших, говорится, что бесчисленный сонм сродников наших предстоит перед Господом и молебно ходатайствует за нас. Причем эти "сродники наши", то есть наши родные, просиявшие в земле Российской, - удивительно! - не только русские!
В этот праздник Церковь вспоминает всех святых, рожденных Россией, рожденных не по факту жительства их отцов или национальной принадлежности, нет! Мы вспоминаем тех, чья святость в нашей стране была явлена. Или при жизни этих святых, или по молитвам им уже после их кончины. Среди российских святых были выходцы из многих стран и народов: греки, болгары, немцы, евреи, турки, сирийцы, поляки, венгры...
"Самый русский из апостолов", Андрей Первозванный, был галилейским рыбаком, родившимся и выросшим в еврейской Вифсаиде, но именно Андрей Первозванный со времен создания Петром русского флота почитается его святым покровителем. И перед выходом в море военные моряки служат молебен именно Андрею Первозванному. Известно, что апостол был распят в 67-м году на косом кресте, этот крест изображен на кормовом флаге кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота РФ.
Что касается "самого любимого русскими пророка" - Илии, то и он был уроженцем Израильского царства. Что вовсе не мешает пророку Илие считаться покровителем Воздушно-десантных войск и Воздушно-космических сил России. Хотя с неменьшим основанием пророка, жившего за девять столетий до Рождества Христова, можно было бы связывать с метеорологами - на Руси у Илии издавна просили дождей. А Феофан Грек - выходец из византийского Константинополя, расписывал русские каменные храмы гениальными фресками и создал чудотворную "Донскую икону Божией Матери".
Византийские Фессалоники подарили нам Кирилла и Мефодия - то ли греков, то ли болгар, то ли славян, ученые до сих пор спорят, но святые-то они наши, русские. Что касается родившегося в Тырново митрополита Киевского и всея Руси Киприана, то он был точно болгарином. Проявившим поразительный патриотизм по отношению к русской земле: святой Киприан, писатель, редактор, переводчик, единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века, не подчинился власти Золотой Орды.
Преподобная Харитина была "из рода королей литовских" Великого княжества Литовского, но во время смуты XIII века в своей стране приехала к нам. Обрела здесь Родину, приняла у нас постриг и стала настоятельницей новгородского Петропавловского монастыря, оправдывая свое монашеское имя, в переводе с греческого означающее "творящая милосердие". Святые Петр и Стефан Казанские - татары, причем один из них принял православие уже в преклонном возрасте, после чуда исцеления больных ног. Православие в России принимали и немцы- вспомним великую княгиню святую Елизавету Федоровну, и поляки - достаточно назвать святителя Луку Войно-Ясенецкого.
В праздник Всех святых, просиявших в земле Российской, мы молимся святому Григорию, просвещавшему Армению в III-IV веках, и его современникам: просветительнице Грузии Нине, святым-бессребреникам и врачам-чудотворцам Косме и Дамиану Римским (на Руси их называли Кузьма и Демьян). А еще святому великомученику Георгию Победоносцу, обезглавленному то ли в 303, то ли в 304 году. Кстати, Георгий Победоносец - святой покровитель Вооруженных сил и Сухопутных войск России, появился на знаменах русского воинства даже раньше, чем Андрей Первозванный - с cередины XI века.
В дивизию русских святых входит и бесстрашный Димитрий Солунский, пострадавший в гонения римского императора Диоклетиана в 306 году. На Руси Димитрия Солунского почитали небесным помощником в борьбе с Мамаем. В наших летописях его имя встречается на первых же страницах. О Димитрии Солунском повествует преподобный Нестор Летописец, рассказывая о взятии великим князем Олегом в 907 году Константинополя. По слову Нестора, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а покровительству Димитрия Солунского. Ну а наши предки так полюбили святого, что до сих пор стараются доказать его славянское происхождение!
Но не только воинов и мучеников поминают в этот праздник. Да, среди наших святых были малограмотные юродивые (к которым, правда, прислушивались и цари), но были и величайшие умы своего времени. И тут принцип был такой же: всех великих, ну, тех же Отцов Церкви, считаем своими. Например, "просиявшие в земле Российской" писатели и богословы Василий Великий, Иоанн Златоуст. Перевели светочей мысли, проштудировали, а дальше и местные кадры подтянулись: святые подвижники, писатели. Нестор Летописец, Епифаний Премудрый, Димитрий Ростовский... С годами цветник расцветал и расцвел: святители Филарет Дроздов, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. Всех не счесть.
Но Россия не только брала отовсюду лучшее, но и делилась с другими: христианское служение русских выходило за пределы родной земли. Праведный Иоанн Русский покорил турков в XVIII веке, покорил именно своими христианскими качествами. И почитают исповедника не только у нас, чтут святого Иоанна Русского и в Греции. Преподобный Герман трудился на Аляскинских островах столетием позже. В том же XIX веке святитель Иннокентий стал апостолом Америки. А святой Николай чуть позже основал Церковь в Японии.
Православие учит, что Церковь - это единый духовный организм, состоящий из "на земле живущих" и из Церкви небесной, в которой наши святые. В этой единой Церкви - нашей земной и святой небесной - нет границ. Мы молимся близким нам святым, прося у них защиты и заступничества, а наши святые молятся за нас.