Руководитель администрации губернатора региона Иван Будлов пояснил, что выплату в 10 тысяч рублей получат три группы жителей области. Первая -зарегистрированные в тех приграничных населенных пунктах, где давно действует режим ЧС. Таковых в целом - полтора десятка.
Вторая группа получателей 10 тысяч - жители Грайворонского городского округа, которых так или иначе затронула контртеррористической операция. Напомним, что в конце мая в округ проникла украинская диверсионно-разведывательная группа, в результате чего один человек погиб и более 10 были ранены. В списке населенных пунктов - села Козинка, Заречье-Первое, Заречье-Второе, Гора-Подол, Глотово. Получателями выплат станут все, кто был зарегистрирован здесь по данным на 22 мая.
В третью группу вошли жители Шебекинского округа, который оказался под массированными ударами ВСУ в конце мая - начале июня. Напомним, что большая часть жителей города и окрестных сел сейчас не могут находиться дома из-за продолжающихся обстрелов. Люди размещаются в специальных пунктах, у близких или арендуют жилье. В списке на финансовую помощь - жители самого города Шебекино, а также близлежащих поселков.
Выплата в сумме 50 тысяч рублей будет начислена в качестве компенсации за утрату необходимого имущества. Ее получат белгородцы, которые или потеряли жилье в результате обстрелов, или были вынуждены покинуть дома по этой же причине. Перечислять средства будут по такому же принципу, как и первую выплату, с учетом регистрации по месту жительства. Однако список населенных пунктов, жителям которых окажут помощь, короче. Так, в него вошли все населенные пункты, где действует режим ЧС, а также город Шебекино, поселок Шебекинский, села Новая Таволжанка и Архангельское.
- При перечислении средств будет использоваться метод проактивного образа действий, то есть самим жителям в этом процессе участвовать непосредственно не потребуется, - отметил Владимир Боровик.
Министр социальной защиты населения и труда Елена Батанова сообщила, что данные большинства получателей выплат уже есть в базах. С белгородцами, которые имеют на них право, но сейчас находятся за пределами региона, в ведомстве налажены контакты, и специалисты в индивидуальном порядке решают все сложные вопросы.
Помимо перечисленных категорий претендовать на выплату в 50 тысяч рублей смогут и те белгородцы, чьи дома не находятся в утвержденном списке населенных пунктов, но тоже пострадали от обстрелов. В таких случаях будет работать тот самый индивидуальный подход: специалисты регионального Минстроя смогут выехать на место и подтвердить утрату.
Выплаты не будут облагаться налогом и участвовать в расчетах при начислении иной государственной поддержки семьям. Процесс перечисления средств уже запущен.
Ситуация с пострадавшими районами обнажила не только гуманитарные проблемы белгородцев. Финансовые обязательства перед управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, банками и страховыми компаниями... все они требуют законодательных решений. Пока известно только о том, что коммунальные платежи уже перестали начислять шебекинцам. Глава региона Вячеслав Гладков заявил, что этот вопрос в правительстве области "взяли на себя".
Кредитные обязательства, в том числе ипотечные, для людей, вынужденных бежать из обстреливаемого города, теперь стали еще более тяжким бременем. Многие жители именно по этой причине сейчас осели в пунктах временного размещения: последние заработанные средства внесли в качестве ипотечного платежа.
В Центральном банке РФ уже сформулировали рекомендации для финансовых организаций: в этой ситуации жителям белгородского приграничья рекомендовано предоставить кредитные каникулы. Однако есть и те, кто намерен продолжать платить любой ценой: даже проживая в ПВР, но зная, что квартира цела или пострадала незначительно, эти семьи мотивированы иначе.
- Я понимаю, что страховка в нашей ситуации может не сработать, как не сработала при обстреле заводов и предприятий малого бизнеса, - рассказывает один из владельцев ипотечной квартиры в Шебекино Сергей. - Но брать те самые каникулы не хочется. Ведь тогда мы увеличим срок пользования деньгами банка, а значит, переплату по процентам. Так что, пока можем, будем платить: работать я пойду куда угодно и буду надеяться, что наша квартира все же уцелеет под этими каждодневными атаками.
Но главное для всех пострадавших - это, конечно, работа. Сотрудникам бюджетной сферы продолжат начислять зарплату, а занятостью обеспечат если не в аналогичных учреждениях, то в тех же ПВР. А вот работникам реального сектора экономики сложнее.
Тем временем, испытывая колоссальный дефицит рабочих рук, крупные работодатели региона начали участвовать в ярмарках вакансий на базе пунктов временного размещения. Агрохолдинги и заводы, сфера торговли и услуг предлагают самые разные вакансии. Для одних важно профильное образование и определенные навыки, для других - только желание работать. Объединяет всех работодателей, пожалуй, только одно: от шебекинцев они не требуют ни документов о трудовом опыте, ни рекомендаций от прошлого работодателя - все это при взаимном интересе компании запросят самостоятельно.