- У нас есть гусеничный погрузчик, серийная машина. Мы демонтировали ее кабину, сделали бронирование, систему с дистанционным управлением джойстиками. Отправили это изделие на испытания в зону боевых действий, и оно продемонстрировало высокую живучесть и ремонтопригодность, - рассказывает ведущий инженер-конструктор предприятия Дмитрий Тимофеев.
На вид железный сапер вовсе не великан, поскольку предназначен для борьбы с противопехотными минами, но выглядит вполне брутально. Щелки триплексов, как прищуренные в минуты опасности глаза, выдают его принадлежность военному сословию. Никого не введут в заблуждение и наваренные на корпус броневые листы. Передний словно лежит под острым углом, создавая дополнительную защиту своим расположением.
Рациональные формы - вообще характерный знак уральской конструкторской школы, зародившейся в прошлом веке. По воспоминаниям очевидцев известно: когда в конце Великой Отечественной Михаил Балжи, автор проекта тяжелого и самого совершенного танка прорыва ИС-3, выпущенного на Челябинском тракторном заводе, отдыхал в профилактории предприятия, случайно выронил крышку мыльницы. Сколько ни пытался поднять ее с пола, она все время выскальзывала из рук. И тут его осенило: вот какой должна быть башня нового танка! Бросив отдых, конструктор поспешил к кульману. Новый обтекаемый вид башни надолго определил стратегический путь отечественного военного моделирования, заложил традицию, которая жива и сегодня.
Конструкция заводского сапера тому подтверждение: она держит прямой разлет осколков, которые из-за рационального наклона лобовой брони могут задеть ее лишь по касательной. Тем не менее, отмечает Тимофеев, одному из образцов, особенно активно применявшемуся в районе Мариуполя, досталось "шрамов": он, как заслуженный воин, иссечен вражескими отметинами, но и сегодня продолжает работать. Вообще же предприятие изготовило три сапера, два из которых и сейчас выполняют ответственную миссию.
Радиосигнал, идущий к машине, берет на 200 метров, поэтому люди, держащие в руках джойстики, находятся в относительной безопасности - считывают информацию с камер устройства. У предприятия есть опыт создания современных беспилотных систем, когда движением трактора оператор руководит через приложение на смартфоне. Но для машины разминирования, говорит Тимофеев, выбрали самый надежный вариант, чтобы технические глюки не прервали сигнал.
Впрочем, в компании готовы пойти дальше, выпустив образец с улучшенными показателями разминирования. На навеску в виде соединенных колес, образующих каток нажимного действия наподобие асфальтового, боеприпасы, заложенные в хаотичном порядке, реагируют не всегда. Конструкторы собираются дополнить комплект тралом ударного типа, чтобы установленная на нем фреза, раскручиваясь, перекапывала землю, провоцируя тем самым мины на взрыв. Так к минимуму будут сведены пропуски опасных находок, а работы заводскому саперу, увы, пока хватает.