Андрей Михайлович, для отечественных компаний наступил этап новой экономической реальности, когда происходит существенное санкционное давление и складываются условия недобросовестной конкуренции. Как компания справляется с таким "прессом", и есть ли у руководства план B, C или, может быть, D?
Андрей Грачев: Я бы эту новую реальность назвал новой нормальностью, потому что наша задача - адаптироваться к этим условиям санкционного давления и недобросовестной конкуренции.
На подобный вопрос президент нашей компании Владимир Олегович Потанин как-то дал следующий ответ: "Не надо делать вид, будто каких-то букв в алфавите нет". Поэтому может быть план и C, и D, и другие. Их наличие не говорит о слабости компании, а напротив - о ее силе, о возможности адаптироваться к изменяющемуся миру.
Мы прекрасно понимаем, что любой план направлен на сохранение обязательств перед нашими партнерами, на сохранение обязательств по нашим инвестиционным, в том числе экологическим, проектам, и, конечно, на как минимум сохранение высокого уровня социальной ответственности - я имею в виду наши социальные программы.
Любой из этих планов нацелен на то, чтобы сберечь качественный и профессиональный персонал, не сокращать социальные программы и сохранить те зарплаты, которые ныне существуют.
В рамках форума обсуждались новые векторы развития государственной поддержки инвестиционных проектов в Арктике. Сейчас проходит без преувеличения грандиозная программа реновации Норильска. Но хотелось бы понять: построит Норникель новые дома и социальные объекты... а дальше что?
А. Г.: Согласен, просто новые дома - это не все. Именно поэтому мы не только строим и будем строить их до 2035 года и, я думаю, далее; мы особое внимание уделяем совершенствованию социальной инфраструктуры. Прежде всего это строительство различных объектов по обслуживанию населения. Например, с точки зрения безопасности - это создание пожарного депо, которое считается одним из лучших в Арктической зоне Российской Федерации.
Конечно, мы понимаем, что новые дома без заботы об экологии практически бесполезны, поэтому мы реализуем "Серную программу", которая нацелена на снижение выбросов на 45 процентов в сравнении с базовым 2015 годом. И в сентябре-октябре уже начинаем пуско-наладочные работы на объекте.
То есть речь идет и о новых домах, и о новой экологии, и о сохранении того высокого уровня социальной политики, которая сейчас присутствует на территории Норильска и Мончегорска.
Не секрет, что компания представлена в разных регионах России; какие есть на сегодня успехи у Норникеля в развитии территорий и какие механизмы применяет компания совместно с государственными структурами для решения этих задач?
А. Г.: Я остановлюсь, наверное, на одном - и самом интересном - механизме. Его применяем уже не только мы, но и другие компании, - это создание институтов развития. Это Агентство развития Норильска в Красноярском крае, Агентство развития Мончегорска в Мурманской области. Эти институты развития - организации, которые созданы муниципалитетом, компанией и Благотворительным фондом Владимира Олеговича Потанина.
Эти институты служат своеобразной лабораторией, где апробируются самые передовые идеи. Например, Агентство развития Норильска занимается не только общественными пространствами города, не только его "внешним обликом" и архитектурными проектами, но и включает в свои проекты, например, арктический туризм и различные гастрономические программы. То есть спектр самый широкий.
Норникель заявляет о воплощении процедуры СПОС - справедливого предварительного осознанного согласия представителей коренных малочисленных народов Севера на переселение. Могли бы вы подробнее рассказать об этой программе? И, собственно, в чем проявляется осознанность?
А. Г.: СПОС - это процедура, которая пока не предусмотрена российским законодательством. Она предусмотрена приказами Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики и принципами Организации Объединенных Наций. Поэтому мы можем говорить о том, что СПОС - это добрая воля компании.
Когда мы приходим на территорию, где проживают коренные малочисленные народы Севера, мы должны вести себя цивилизованно.
Это начинается с проведения мероприятий должной осмотрительности - с экспертизы. Мы выясняем, насколько деятельность компании может повлиять на жизненный уклад коренных народов. Создается три документа. Первый - это оценка возможного вреда. Второй - оценка возможных компенсаций. Третий - возможность минимизации вреда.
На базе этого создается план мероприятий по устойчивому развитию территории, который предоставляется представителям коренных малочисленных народов. И они с нами этот план утверждают. Схема простая, честная и абсолютно прозрачная.