Денис Евгеньевич, если о педагогах мы знаем практически все, то о наставниках идут большие дискуссии. Кто это такой сегодня?
Денис Грибов: Раньше наставниками называли как правило, сотрудников предприятий и организаций, которые имели достаточный опыт работы и брали под опеку молодых специалистов, помогая им войти в трудовой процесс, подсказывая, как устроено все на предприятии. Сегодня мы воспринимаем понятие "наставник" сильно шире.
Любого ребенка воспитывает окружающая среда. Школа, семья, улица, соцсети, инфополе. И часто в непростых ситуациях требуется как минимум житейский совет. И это уже одна из форм наставничества - обращение к другу или старшему товарищу. Кстати, часто так бывает, что старшеклассник может стать наставником для ученика младшего класса.
Мы хотим нормативно определить, что такое наставник в широком смысле этого слова, а также разработать и утвердить профстандарт наставника, который бы включал в себя все эти "подвиды" - и трудовой, и житейский, и наставник при обучении.
Работа идет, думаю, до конца года мы сможем выйти на утверждение такого стандарта. А уже через месяц представим версию профстандарта, которую будем широко обсуждать.
Появится еще одна должность - наставник?
Денис Грибов: Нет задачи вводить в штатное расписание отдельную должность. Это больше социальная функция, и мы говорим о том, что она возможна. Но должна быть утверждена нормативная база.
Кстати, сегодня в школах уже работают советники директоров по воспитанию. Думаю, что в какой-то мере функция наставничества должна присутствовать и в их работе.
Как собираетесь мотивировать учителей и школьников брать на себя еще и функцию наставника?
Денис Грибов: Один из вариантов - ввести систему образовательных льгот для молодых наставников и начислять дополнительные баллы при поступлении в вузы. Или расширить возможность для действующих наставников получать госнаграды, например, знак отличия "За наставничество". Продолжаем работу и над созданием Ассоциации наставников, которая будет представлять их интересы и работать с конкретными запросами.
А почему вообще сегодня заговорили о необходимости наставничества?
Денис Грибов: Тема вновь стала востребованной и крайне значимой, причем для разных сфер - и в образовании, и на производстве, и в спорте, и во многих других.
Сегодня в России есть необходимость в создании системы опережающей подготовки кадров. Нужны профессионалы, способные работать на реальном и сложном производстве. Нужны эффективные технологии развития личности и социальных навыков. А наставник - это связь между двумя процессами: образованием и практической подготовкой. Он передает не только теоретические знания, но и практический и жизненный опыт.
Минпросвещения планирует ввести в системе среднего профобразования программы по подготовке учителей для 5-9 классов. Сейчас в системе среднего профобразования готовят только будущих педагогов, которым предстоит работать в детских садах и начальной школе.