Сам Жак Ширак был человеком высокой культуры, в молодости изучал санскрит у русского эмигранта Владимира Белановича, который пристрастил его к русской литературе. Будущий президент Франции изучил язык Пушкина настолько основательно, что перевел главу из "Евгения Онегина". Его жена Бернадетт покровительствовала многим художникам и музыкантам, имела немало друзей среди выдающихся русских исполнителей. Помню, как во время визита президента Франции в Россию, когда одним из протокольных мероприятий в Северной столице был концерт заслуженного коллектива России - академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, а затем встреча с творческой интеллигенцией, попал между двух огней. Французский протокол, ссылаясь на больную спину Жака Ширака, требовал, чтобы концерт длился не более пятидесяти минут, а Юрий Темирканов, выбравший для этого символического музицирования произведения Дебюсси и Чайковского, никак не соглашался на то, чтобы сокращать программу на пятнадцать минут. Людям, незнакомым с тем, как регламентируют такого рода события, это может показаться курьезом, но мне, в ту пору министру культуры России, было не до смеха. Вместе с Бернадетт мы выбрали сторону Темирканова и не ошиблись. Он и его оркестр сотворили музыкальное чудо, которое заворожило обоих президентов и весь зрительный зал, что весьма непросто, когда большинство слушателей - высокопоставленные чиновники. Сам Жак Ширак словно забыл о своем недомогании: наверное, музыка оказалась наилучшим лекарством. Настоящий француз, он хорошо понимал, какую роль искусство играет в создании особой доверительной атмосферы во время любых самых сложных переговоров. И конечно, для него не было секрета в том, что культура формирует способность воспринимать мир во всей его сложности, заставляя постигать то, что скрыто за внешней оболочкой событий. Этот вечер в Санкт-Петербургской филармонии был гармоничен и дружествен. И вовсе не случайно президент России пригласил на него интеллигенцию обеих столиц - Владимир Путин понимает роль культуры в жизни общества и государства.
И, естественно, его обращение к разговору с Жаком Шираком спустя много лет было важным при анализе современного противостояния России и "коллективного Запада". Притом - и это тоже необходимо отметить особо - Владимир Путин отделил американских политиков, о которых нелестно отзывался Жак Ширак, от создавшего могущественную страну "талантливого американского народа", который эти самые политики, что называется, водят за нос. Честно говоря, давно не слышал таких определений в адрес американских граждан от президента России. Впрочем, он вырос в те годы, когда зачитывались романами Эрнеста Хемингуэя и Джона Стейнбека и хорошо знали, что "нашего народа" среди американцев тоже немало.
Воспоминание о разговоре с Жаком Шираком заставило еще раз напомнить о глубинных связях культуры с политикой и экономикой. О том, что культура может помочь в поиске решений сложнейших проблем современного бытия, а ее отсутствие способно привести к трагедиям.
На минувшем Экономическом форуме к теме культуры подбирались с разных сторон. Вспоминали, что она неразрывно связана с экономикой: как известно, российские креативные индустрии приносят до 5% национального ВВП. Мультиплицированный экономический эффект от деятельности системообразующих учреждений культуры весьма серьезен. Эрмитаж довольно давно публикует исследования, которые показывают, какую роль этот крупнейший музейный комплекс играет в туристической индустрии. Посетители Эрмитажа, других музеев города и пригородов, зрители петербургских театров и слушатели, собирающиеся со всего мира на музыкальные фестивали, из которых крупнейшим по-прежнему остаются "Белые ночи", должны добираться в культурную столицу России на железнодорожном или авиационном транспорте, останавливаться в гостиницах, есть, пить, делать покупки. Этих доходов просто бы не было, если бы город на Неве не располагал крупнейшей в мире сетью учреждений культуры, если бы сам по себе не был историко-культурным феноменом.
К счастью, это не единственный пример. Здесь особое место занимает Москва, которая по количеству предложений в сфере культурного досуга входит в тройку мировых лидеров, разделяя первенство с Нью-Йорком и Лондоном. И конечно, уникальные музеи-заповедники, такие как Ясная Поляна, Михайловское или Тарханы. Здесь Толстой, Пушкин и Лермонтов по-прежнему - правда, не без помощи талантливых организаторов музейного дела - остаются кормильцами, влияя на экономическое развитие своих регионов.
Но, как известно, не хлебом единым жив человек. В пору широко развернувшейся дискуссии об искусственном интеллекте, его возможностях и угрозах самое время понять, что именно культура в широком смысле слова, выделяющая человека из биологического мира, станет тем противовесом, который поможет преодолеть или во всяком случае значительно снизить риски его развития и использования. Ведь пока еще ИИ "некультурен". Но поторопиться необходимо. Словом, как и во все времена, "культура имеет значение" для будущего человечества.
Петербургский международный экономический форум 2023